КолонкаПолитика

Не потерять «Голос»

Руководитель ассоциации «ГОЛОС» разъясняет позицию организации после обысков в офисе НКО

Этот материал вышел в номере № 72 от 10 июля 2015
Читать
Руководитель ассоциации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Лилия Шибанова поясняет позицию организации после очередного эпизода давления со стороны властей: в офисе «ГОЛОСа» накануне прошли обыски

Руководитель ассоциации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Лилия Шибанова поясняет позицию организации после очередного эпизода давления со стороны властей: в офисе «ГОЛОСа» накануне прошли обыски

Обыски в офисе «ГОЛОСа» и у его активистов — это и старт избирательной кампании 2015/16 годов, и продолжение беспредела, начавшегося еще в 2011 году. В новостях уже объявили, что причиной обысков стала якобы неуплата налогов с западных грантов. Агенты, гранты, неуплаченные налоги — государственные каналы клепают такие «разоблачения» на раз-два-три.

Мы на пропаганду отвечаем открыто и по существу. Краткая история вопроса следующая. «ГОЛОС» действительно получал средства от иностранных фондов, как и многие, в том числе привластные организации. Только, в отличие от остальных, нас еще и заставляли платить налоги с грантов, юридически являющихся пожертвованиями. Почему-то именно наблюдение за выборами налоговая постановила не считать «общественно полезной деятельностью». В 2011 году нас, задним числом, обязали выплатить дополнительные налоги. Мы прошли все суды и заплатили 12,5 миллиона рублей за период с 2009 по 2011 год. Это не считая налогов с зарплат, «съедающих» минимум пятую часть любого гранта.

«ГОЛОС» заплатил по всем выдуманным и выставленным постфактум обязательствам. Казалось бы, что с нас еще взять, но сначала нашу организацию объявили иностранным агентом, а потом взялись за региональных партнеров. Обыски в Москве проходят по делу самарской организации «Голос Поволжья». Наших коллег, получивших уже пожертвование от московского «ГОЛОСа», обязали повторно заплатить налоги с тех же самых средств, с которых уже были сделаны всевозможные и невозможные выплаты. Это дело развалится в любом, даже самом управляемом суде. Оно должно быть закрыто по срокам давности, оно подпадает под два основания амнистии, но остается открытым с одной простой целью — власти нужен предлог для «закошмаривания» независимых наблюдателей.

Власть использует в борьбе с нами методы из лихих бандитских 90-х. Открыты уголовные дела, к людям на рассвете вламываются с обысками, даже не говоря, что это полиция. Координатору «ГОЛОСа» Григорию Мелконьянцу в 6 утра в дверь позвонила какая-то девушка, сообщившая, будто он залил несколько этажей, а потом закрыла глазок. Любой из нас в такой ситуации не стал бы открывать двери. Полиция заявила, что это обыск, только ворвавшись в квартиру с толпой «журналистов» «Лайфньюс» и НТВ.

Дальше бригада «затопленных соседей» и «журналистов» ворвалась домой к другому нашему координатору, Роману Удоту. Что искали у него по делу о якобы неуплате налогов самарскими наблюдателями? Это само по себе абсурдно, но с Романом есть дополнительный нюанс: он пришел к нам в 2012 году и даже гипотетически не имеет отношения к грантам с 2009 по 2011 год.

Я так подробно описала всю историю, чтобы любой наш сторонник мог в дискуссиях аргументированно разоблачать ложь пропагандистов. Власть много лет борется с независимым наблюдением. По одной простой причине: каждый год нужно всё больше фальсификаций. Уже недостаточно фальсифицировать только результаты в день голосования. Теперь надо уже стерилизовать список кандидатов в бюллетени для голосования. В 9 из 10 случаев в них попадают только отобранные и одобренные властью кандидаты. Народ это подсознательно понимает и просто перестает ходить на выборы. Дошло до того, что мэры даже крупных городов могут избираться при явке в 10—12%. Это наглядно показывает нелегитимность и самой процедуры, и ее результатов. Поэтому власть вынуждена будет фальсифицировать весь процесс, целиком и полностью. Я предполагаю, что с нынешнего электорального цикла начнется еще и фальсификация явки. Уже не предел 92—95% за действующего губернатора, теперь надо довести этот показатель за любого нужного власти кандидата или список кандидатов. А это не так уж сложно, если, конечно, устранить независимое наблюдение.

Поэтому процесс сегодня идет в двух направлениях. В первую очередь продолжается и усиливается прессинг «ГОЛОСа» и наших коллег. Мы работаем 15 лет, с наблюдателями и экспертами, умеем организовывать экспертное наблюдение за выборами — от момента регистрации кандидатов до подсчета голосов. Умеем всё — обучить наблюдателей и членов комиссии, собрать и распространить информацию. Сделать ее открытой и доступной каждому избирателю. Кстати говоря, последние два года мы проводили наблюдение внутри страны только и исключительно на российские деньги, на т.н. «президентские» гранты, в которых нам теперь уже отказано.

Как противостоять происходящему? Важно не бояться, не сдаваться и продолжать бороться за честные выборы. Буквально на днях мы возобновили «Карту нарушений» (kartanarusheniy.org), запущенную в 2011—2012 годах. Любой неравнодушный человек может сообщить о нарушениях на горячую линию или самостоятельно описать ситуацию на сайте. Мы уже наблюдаем за выборами в разных регионах страны и подготовим наблюдателей к единому дню голосования. В конце концов, главное — прийти на участки и сделать так, чтобы ваш голос был услышан.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow