СюжетыЭкономика

«Газпром» получил неожиданный удар в Туркмении

«Туррменгаз» официально объявил российскую компанию неплатежеспособной: эксперты считают, что это может быть связано с желанием Туркмении поучаствовать в судебных кампаниях против «Газпрома»

«Газпром» с начала года не платит ГК «Туркменгаз» по своим обязательствам в связи с закупками туркменского газа — под влиянием мирового экономического кризиса и западных санкций российская компания стала «неплатежеспособной». Сообщение с таким содержанием появилось в среду на правительственном портале Туркмении, публикующем информацию о нефтегазовом секторе страны.

«Самое загадочное в этой публикации — акцент на 2015 год. Дело в том, что, по заявлениям Газпрома, в этом году было закуплено всего 4 млрд кубометров газа против 11 млрд в прошлом году. Это мелочь, которую Газпром просто не почувствовал бы», — считает Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy. О том, за какой срок и в каких объемах были на самом деле просрочены платежи официальной информации в публичном доступе пока что нет.

Долгосрочный контракт о массированных поставках туркменского газа Газпрому был заключен сторонами в 2003 году. Условием контракта, действующего до 2028 года, была закупка у Туркмении российской компанией до 70-80 млрд кубометров газа в год по европейским ценам. В 2009 году цены на газ подскочили, что резко снизило привлекательность контракта с позиции Газпрома.

«Тогда Газпром схитрил: перекрыл на некоторое время газовые задвижки на своей стороне, из-за чего старые трубы в Туркмении в нескольких местах полопались, — рассказывает Крутихин. — Их быстро починили, но Газпром все равно отказался выполнять контракт и заявил, что нужно понизить цены и сократить объем — то есть повел себя в точности, как Украина до последнего времени».

По прошлому опыту Газпром всегда являлся надежным плательщиком, возражает доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Иван Капитонов. «Наверное, долг просто не оплачен до конца, остались непереведенные суммы, и возникло недопонимание между партнерами». С другой стороны, помимо сокращения объемов закупок, Газпром и российское Правительство не выполнили свои обязательства перед Туркменией по строительству Прикаспийского газопровода и модернизации газотранспортной системы Средней Азии.

Еще в 2008 году в Россию поставлялся весь объем туркменского экспортного газа — более 40 млрд кубометров в год. «Тогда производилась балансировка наших потребностей, а с перспективой увеличения закупок со стороны Европы и Китая возможностей Газпрома, вероятно, могло не хватить», — считает эксперт.

Крутихин, напротив, полагает, что контракт никогда не был экономически целесообразным: «У Газпрома и так свои избыточные мощности по добыче, для которых не хватает рынка. Тогда сыграла политическая идея перетянуть весь туркменский экспорт на себя, не допустить строительство газопроводов в Китай и в Европу через Каспий. Газпром закрыл амбразуру грудью, чему в Туркмении очень обрадовались, но через несколько месяцев передумал». Очевидно, забыв, что контракт к тому времени уже был заключен.

За первую половину 2015 года никаких сведений о долге Газпрома перед Туркменгазом в СМИ не появлялось. Выпад Туркмении именно в этот момент может быть связан с тем, что сейчас другие государства и компании активно выдвигают в сторону Газпрома различные обвинения. «Расследования по монопольным практикам в Европе, арбитражные суды по высоким ценам — везде Газпром пока проигрывает. Вот и Туркмения решила вступить в эту кампанию», — комментирует Крутихин.

Капитонов предполагает, что туркменские власти волнуются о том, что в будущем у Газпрома не хватит денег на обслуживание всех своих долгов. «По турецкому потоку возникают большие обязательства. Когда по проект по Южному потоку был закрыт, мы были вынуждены выкупать доли партнеров, речь тогда шла о миллиардах долларов». Впрочем, в плане долговой нагрузки Газпром пока что занимает достаточно стабильное финансовое положение.

В дальнейшем Газпром с большой вероятностью и дальше захочет снижать объемы закупок газа в Туркмении. Если речь идет о задолженности только за 2015 год, то российский монополист произведет выплаты без видимых затруднений. Если же здесь имеет место обострение более старого конфликта, то вопрос открыт — повод назвать Газпром ненадежным партнером, нарушающим условия контракта, у Туркмении есть.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow