СюжетыПолитика

Ройзман в окружении

Мэр Екатеринбурга снова стал фигурантом уголовного дела и чуть не лишился полномочий

Этот материал вышел в номере № 75 от 17 июля 2015
Читать
Мэр Екатеринбурга снова стал фигурантом уголовного дела и чуть не лишился полномочий
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Эта неделя принесла мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману сразу несколько плохих новостей. Сначала областная дума едва не ликвидировала его должность, а затем прокуратура возобновила против мэра старое дело о клевете. Ройзман считает, что источник его бед — губернатор Евгений Куйвашёв и приближающиеся выборы 2016 года.

14 июля Законодательное собрание Свердловской области приняло поправки к местному законодательству, по которому глава городской думы теряет полномочия мэра (сейчас эти должности совмещает один человек). Кроме того, документ урезал полномочия мэрии Екатеринбурга: согласование публичных мероприятий и контроль за размещением наружной рекламы отходили областным властям. Однако 16 июля губернатор Евгений Куйвашев наложил на поправки вето.

Евгений Ройзман уверен, что глава области сам инициировал реформу, но дал задний ход из-за развернувшегося скандала и окрика из Москвы.

«Резонанс был невероятный. Депутаты Свердловской областной думы попытались принять закон в трёх чтениях за один день. Но что-то у них пошло не так, система зависла, и они не смогли передать закон на утверждение губернатору. Но в тот же вечер новость сразу разошлась по соцсетям, по СМИ, и в городе начался скандал. У меня с утра была полная приёмная народу, сторонники звонили отовсюду. Это Екатеринбург, здесь городские привилегии просто так не отдавали. И, насколько я знаю, губернатору был звонок из Администрации президента, ему подсказали, и он наложил вето», — утверждает Ройзман. Он уверен, что закон о статусе мэра снова попытаются принять, но уже после окончания его полномочий, в 2018 году, чтобы избежать скандала.

В это же время стало известно, что Свердловская областная прокуратура отменила постановление о прекращении расследования дела о клевете в отношении мэра. Дело было возбуждено по заявлению бывшей сотрудницы Уральской транспортной прокуратуры Анны Филатовой, которая пожаловалась на запись в Живой Журнале Ройзмана о том, что она и её муж, прокурор, подозреваются в убийстве двух студенток. В октябре 2013 года Октябрьский районный суд Екатеринбурга постановил оштрафовать Ройзмана на пять тысяч рублей и обязал его удалить спорную информацию из своего ЖЖ, что он исполнил. Заявление Филатовой, после которого открыли уголовное дело, касается других записей, говорит Ройзман. Дело возбудили в июне 2014 года, а 31 мая оно было прекращено из-за отсутствия состава преступления. Но 19 июня расследование возобновили.

Ройзман уверен, что за уголовным делом тоже стоит губернатор области, который пытается выстроить в регионе свою «вертикаль власти» к выборам в Госдуму и Законодательное собрание области.

«Здесь будут очень жёсткие выборы, к ним готовятся. В Свердловской области порядка 50 млрд долгов, а Екатеринбург — без долгов…

…Здесь региональная власть давит, отнимает города полномочия, возможность распоряжаться землями, согласовывать митинги, контролировать рекламный рынок — всё, что можно, а город сопротивляется. У губернатора задача: победить город, — говорит Ройзман. — Вся юридическая система управления городом замкнута на меня, и если меня не будет, вся конструкция рухнет. Если я лишусь поста, начнутся перевыборы, и тогда губернатор сможет прийти и привести [в мэрию] своих людей. Пытаются либо провести реформу, либо убрать меня».

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что Кремль, скорее всего, действительно вмешался в ситуацию с законом Свердловской областной думы, судя по скорости, с которой тот был остановлен.

— Обычно губернатор чувствует, что его решение неудачное, по прошествии какого-то времени, по тому, что начинают назревать какие-то конфликты, люди выходят на улицу и так далее. Тогда губернатор через два-три месяца, а то и через полгода начинает искать альтернативы. Поскольку сейчас решение было принято буквально за сутки, понятно, что кто-то сверху сказал: не надо обострять ситуацию, отрабатывай назад. В Кремле очень сильно тревожатся положением в регионах, которые входят в экономическую рецессию, и хотят, чтобы социальный мир сохранялся. Думаю, они дали понять, что лишние поводы для скандалов сейчас не актуальны, посоветовали притормозить.

Губернатор Ройзману это не простит: он пережил унижение и постарается отыграться.

Он может сделать условия работы мэра невыносимыми, зажать его в очень узкие рамки, сделать невозможным выполнение даже тех полномочий, которые у него сейчас есть. Губернатор может создать рядом с мэром альтернативный центр исполнительной власти, например, сделать так, чтобы все финансы шли через сити-менеджера, а Ройзмана изолировать от реальной политики и лишить каких либо политический, экономический и кадровых ресурсов. Эта аппаратная борьба усилится. Кремль не может вмешиваться в постоянно тлеющие системные конфликты между губернатором региона и столичным городом, которые практически в каждом субъекте федерации имеет место. Главный производитель валового регионального продукта —Екатеринбург. Губернатор и мэр всё время борются за финансовые потоки, которые генерирует город. Городская элита может составить конкуренцию губернаторской элите, поэтому её нужно растоптать или перетянуть на свою сторону и оставить Ройзмана одного. Здесь важно, на кого поставят местные тяжеловесы бизнеса. А Кремлю важно, чтобы конфликт не выходил за красные флажки.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow