СюжетыПолитика

Здесь каждый в душе Сид Вишес*, а на деле — оскорбленный верующий

Вернулось время, когда песни запрещают не за «вредность» и «опасность» — а за нарушение общего позитивного фона культурной повестки. Вернулась и мода на «стук»

Этот материал вышел в номере № 75 от 17 июля 2015
Читать
Суд запретил песни популярной российской группы. Как и почему контркультура вновь становится опасной и неугодной
Изображение

Кировский районный суд Ярославля признал информацию, размещенную на сайте рэп-группы «Кровосток», запрещенной к распространению на территории РФ. Фактически под запрет попадают песни. Основные претензии: мат, пропаганда насилия, элементы порнографии, «описание положительных ощущений от приема наркотиков».

В принципе все это правда. Или, по крайней мере, часть правды. Действительно, мат в песнях есть, наркотики упоминаются, секса вообще навалом. Если ничего не знать о группе «Кровосток», а слушать только Стаса Михайлова и Григория Лепса — легко возмутиться и присоединить свой голос к запрещающему хору.

Но дело в том, что они слегка из другого ряда. Основа группы — художник и поэт. Антон Шило (Черняк) и Дмитрий Файн (Фельдман). Направление, в котором они работают, называется «художественный гангста-рэп». Другими словами, артхаус. Это вовсе не хулиганы из предместий, рассказывающие о своих криминальных подвигах. За «Кровостоком» — целая художественная традиция. В истории русской музыки похожих проектов довольно много. Это и «ХЗ» (расшифровывать не буду, там мат), и «Соломенные еноты», и даже «Сектор Газа». А из последних — «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», пародирующий шовинизм и мракобесие, у них уже были проблемы с властями и продолжаются.

Все вместе это описывается академическим термином «контркультура», андерграунд. Можно, конечно, запретить их всех скопом, но тогда придется запрещать и Чарльза Буковски с Генри Миллером (их и запрещали в свое время, но потом пришлось одуматься). Там тоже откровенно говорится о сексе, а герои агрессивно себя ведут. А барачная поэзия Игоря Холина? «У метро у «Сокола» дочка мать укокала». Нелегко пришлось бы сегодня Холину…

Я не равняю «Кровосток» талантом с классиками, но просто они из этого ряда, а не из того, где русский шансон. Вот их и запретили. Запретили, в сущности, за «секс, наркотики и рок-н-ролл», как поется в классическом панк-гимне 1977 года. То есть в жизни все это есть, а в песнях быть не должно. Почти по Довлатову: «Я не был мятежным автором. Не интересовался политикой. Не допускал в своих писаниях чрезмерного эротизма. Не затрагивал еврейской проблемы… Я писал о страданиях молодого вохровца, которого хорошо знал. О спившихся низах большого города. О мелких фарцовщиках… Я не был антисоветским писателем, и все же меня не публиковали. Я все думал — почему? И наконец понял. Того, о чем я пишу, не существует. То есть в жизни оно, конечно, имеется. А в литературе не существует. Власти притворяются, что этой жизни нет».

…«Кровосток» существует уже больше десяти лет, но серьезные проблемы у них появились только в этом году. Единственное, чем это можно объяснить, — рост популярности. Раньше просто не замечали. А в марте группа попала в поле зрения ФСКН, как раз после концерта в Ярославле. Видимо, кто-то стукнул. Потом запретили концерт в самом праведном нашем регионе — на Кубани. Там вообще все запрещают. И Noize МС, и «Кровосток», и даже целый фестиваль запретили — «Кубану». Инициатор запрещения — Молодежное общественное движение «Славянский Щит Кубани». Была создана даже Коалиция общественных сил по противодействию проведению концерта группы «Кровосток». Вот такие опасные люди, что всем миром пошли против них! Любопытно, что сослались при этом аж на Путина. Председатель «Славянского Щита» в качестве последнего аргумента предоставил прокурору Кубани видеозапись совещания в Краснодаре, где президент обратил особое внимание на патриотическое воспитание молодежи. А раз так, никакого «Кровостока» не может быть.

Окончательно ярославский суд добила заставка на сайте группы. Зрелище действительно жуткое. Один мужик мочит другого бутылкой, а тот отбивается монтировкой. Интересно, что примерно такой же картинкой оформлена в Москве станция метро «Достоевская». Там Родион Раскольников, никого не стесняясь, лезет с топором на старушку. Мозаика, работа художника Ивана Николаева. На нее в свое время тоже была противоречивая реакция. Но Николаев сказал: «Если уж браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».

Так вот, глубине и трагичности.

Что будет дальше? Ну, во-первых, решение суда опротестуют, об этом уже сообщила группа. Они вообще довольно резко среагировали на запрет. Дмитрий Файн заявил: «Последние двести лет культура пропитана тем, от чего тупым и ограниченным людям в синтетических носках и с майонезом в холодильнике некомфортно. Однако это лишь проблема людей в синтетических носках и с майонезом в холодильнике». Никакой вины они за собой не видят, считают, что закона не нарушали.

Справедливости ради надо сказать, что запрещают не только художников-провокаторов. В списке экстремистских материалов на сайте Минюста России — очень недобрая песня «Коррозии металла» «Бей чертей», о том, как скинхеды убивают кавказцев. Вот это уже похоже на призыв. В том же списке песня «Психеи» «Убей мента». Все это нехорошо, но перед глазами классический пример, песня Боба Марли I shot the sheriff, которая в исполнении Эрика Клэптона стала мировым хитом. И ничего, массового отстрела шерифов после этого не случилось. Песни так не работают.

Последствия запретов и прессинга вполне предсказуемы — аудитория «Кровостока» увеличится после этого вдвое, уже наверняка увеличилась. Хотя многие этой группы никогда не слушали, но теперь послушают точно. Это реакция, выработанная еще в советское время: раз ругают и запрещают, значит, что-то хорошее. Если именно этого хотели ярославские юристы, то они своего добились.

«Запретите свой телевизор»

Санкции в отношении московской группы «Кровосток» — повод задуматься о том, что такое «пропаганда насилия»

Андрей РОДИОНОВ, поэт, организатор «Русского слэма»:

— Я слушал группу «Кровосток» довольно давно, лет десять назад, и тогда они мне нравились. Но сейчас, на мой взгляд, безнадежно устарели. Они из той же эпохи, что и «падонкоффские» сайты, рэпер Сява и так далее. Начало нулевых таким было. Сытая, беспроблемная нефтяная эпоха, когда люди в деньгах купались. И появилась своеобразная антитеза гламуру, но гламур сейчас уже никому не нужен, вся эта проблематика ушла в прошлое. Идет война, у страны вскрылись вены, все очень серьезно. Сейчас нужно говорить спокойно, всерьез, внятно и строго по делу. А с матом или без, с упоминанием наркотиков или без — вообще значения не имеет.

Мне, в общем-то, понятна причина запрета. Я много езжу по России и знаю, что в провинции публика воспринимает мат со сцены как личное оскорбление. Поэтому большинство запретов и идет из провинции. Уверен, что в Москве никто и не почесался бы. Плюс мода. Сейчас модно запрещать, такой тренд. А мода — это что-то тотальное. Входят в моду малиновые пиджаки — и сразу полстраны их носит. Входит в моду дээнэровский камуфляж — и опять тотально. Но это пройдет, мне кажется.

Александр КУШНИР, писатель, автор книги «100 магнитальбомов советского рока», глава музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн»:

— Это как орден Ленина. От меня группе большие поздравления. Подпав под запрет, «Кровосток» попал на доску почета рок-н-ролла. В 1980-х все наши лучшие группы были в запретительных списках. С другой стороны, любой запрет должен предполагать логику. Но если на «Кровосток» наезжают за мат, а «Ленинград» собирает стадионы и дворцы спорта, то я пас. Логики в этом нет. Ну давайте еще запретим все двадцать альбомов легендарной группы «ХЗ» и сорок альбомов группы «ДК», раз уж пошла такая пьянка. А это ведь золотой фонд, классика. Есть знаменитый список запрещенных групп 1984 года. Половину из них вполне можно запретить и сейчас. Причем по схожим причинам.

Что будет дальше, сказать несложно. Есть такое выражение — «озверевший андерграунд», вот он скоро и озвереет. Чем сильнее будет давление, тем сильнее ответная реакция. Возникнет такая же подпольная инфраструктура, какая была в 1984–1987 годах. Появятся сквоты, будут проходить подпольные концерты для своих, активизируется распространение записей в интернете… То есть полноценная независимая музыкальная сцена, которой нам очень не хватало все эти годы. Контркультура в полный рост. Rock in Opposition.

Так что запрещайте, господа, запрещайте. Вы увидите, к чему это приведет. Были спокойные времена, музыканты расслабились, разбрелись по своим углам. Теперь они соберутся.

Александр ДЕЛЬФИНОВ, поэт, гражданский активист, один из организаторов проекта «Наркофобия»:

— По поводу того, насколько рэп-треки группы «Кровосток» могут заставить кого-то пойти колоться или вести себя с особым цинизмом, никаких достоверных исследований нет и не будет. Это все основано на интуиции бдительных граждан, а в основе их бдительности — архаическое представление о том, что само поименование запретных вещей, условно секса, наркотиков, рок-н-ролла, как это было во времена СССР, приводит к тому, что морально не созревшее молодое поколение немедленно начинает колоться, трахаться и самоубиваться.

На самом деле люди, у которых возникают расстройства в поведении, связанные с аддикцией (зависимостью) или депрессиями (которые часто и ведут к самоубийству), совершают свои поступки не под воздействием художественных произведений. Другое дело, что художественные произведения, в которых затрагиваются подобные темы, могут быть интересны для таких людей. Но если наши бдительные сограждане захотят полностью уберечь нас от такого «опасного» искусства, запрещать придется не один «Кровосток», а целый огромный список, в том числе классику.

В разных странах это решают по-разному. Например, в Германии суд запрещает неонацистские рок-группы, если в их песнях содержится пропаганда нацизма, но это довольно редкие случаи. К тому же понятие пропаганды там четко определено, а у нас очень расплывчато. Лично я сталкивался с попытками запретить мои выступления или произведения в России, но это делалось не по решению суда, а по инициативе все тех же бдительных граждан. Такого рода ползучая цензура не приведет к официально формулируемым целям — чтобы решить проблему наркозависимости, надо не книги и песни запрещать, а развивать социально-психологические службы и просвещать школьников.

Мария ЛЮБИЧЕВА, Евгений КУПРИЯНОВ, группа «Барто»:

Мария: Наезд на «Кровосток» был ожидаем, странно, что до сих пор этого не случилось. «Кровосток» не первый и не последний, есть длинный список. Насколько я знаю, в нем «Психея», «Пурген», «Ансамбль Христа Спасителя»… Нас там пока нет, хотя нам и инкриминировали экстремизм за песню «Готов» в 2010 году. Но общественность нас тогда отстояла. А пару лет назад красноярская газета опубликовала рецензию на наш альбом «Прекрасная эпоха». Роскомнадзор вынес им предупреждение за цитирование нашей песни, главным образом за слово «убивать», и текст с сайта убрали. В нашем случае шла речь о призыве к насилию. А «Кровосток» обвиняют в том, что они романтизируют асоциальный образ жизни. Хотя, по-моему, любому здравомыслящему человеку очевидно, что это арт-проект, это песни, а не призыв к прямому действию. Настоящий стори-теллинг, полноценные истории в песнях. По-моему, это одна из лучших российских групп на сегодняшний день. И вот ее запрещают. Какой-то бред.

Евгений: Видимо, ярославские люди только-только открыли для себя такое искусство. И сразу же закрыли — для всей России.

Мария: Логика такая. Провинция — это глас народа, духовно чистые люди. А Москва и Питер погрязли в сексе и наркотиках. Какое удовольствие где-нибудь в Ставрополе запретить столичную группу. Вот вам, нате!

Евгений: Все это работает на раскол общества. Теперь ты или с теми, или с другими. Раскол и начался, по сути, с песни, с «Пусси Райот». То есть он был и раньше. Но тут уже — как удар по больному месту, язва вскрылась.

Мария: Наши друзья «Ансамбль Христа Спасителя» реально страдают от запретов. Концерты отменяют, туры срываются. Нам тоже напрямую говорили организаторы: не можем провести ваш концерт, потому что боимся. Практически все фестивали для нас до сих пор закрыты. В январе мы играли в Кемерове, и местные православные активисты тоже пытались нас запретить. Мы, правда, узнали об этом уже после концерта. Понятно, что если такую музыку запрещаешь, то она начинает только больше распространяться. Но группы-то зачастую живут за счет концертной деятельности.

Евгений: И даже не зачастую. В России сто процентов групп живут от концертов. Да, конечно, музыка «Кровостока» не нужна массовой аудитории и не всем понятна. Она рассчитана на подготовленных людей. Но тут нет никакой проблемы. Они и маркируют себя как «18+». Никто не заставляет их слушать. Причем атака идет именно на маргиналов. Группу «Ленинград» что запрещай, что нет, народная группа с миллионной аудиторией. А «Кровосток» можно, они хоть и известны, но на обочине. С другой стороны: ну противно тебе — не ходи, не слушай. Запрещать-то зачем?

Мария: Государство грязными сапогами лезет в искусство и пытается определять, что можно слушать гражданам, а что нет. Надо же, призывы к насилию… По мне, так призывы к насилию — это призывы к войне. Не любите насилия — не призывайте к войне, не разжигайте ненависть каждый день. Вот он, экстремизм. И запретите свой телевизор.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow