СюжетыОбщество

Самовывоз

Российские студенты уезжают за рубеж без помощи «пылесоса», о котором так эмоционально говорил президент РФ

Этот материал вышел в номере № 75 от 17 июля 2015
Читать
Российские студенты уезжают за рубеж без помощи «пылесоса», о котором так эмоционально говорил президент РФ

Талантливых российских школьников «сажают на гранты» «так называемые фонды иностранные» и из России «как пылесосом высасывают» — в таких выражениях Владимир Путин призвал обратить внимание на работу иностранных фондов на Совете по науке и образованию в конце июня. Обсуждать это на эмоциональном уровне непродуктивно. А вот реально разобраться, почему наши абитуриенты и студенты уезжают учиться за рубеж, — интересно и полезно. И еще важно понять: стоит ли расстраиваться по этому поводу — даже президенту?

Пылесоса для школьников нет

«К сожалению, главу государства плохо проинформировали. Специалистам, которые изучают этот вопрос, известны всего три программы активного выделения грантов на временное обучение российских школьников за рубежом, — говорит Исак ФРУМИН , научный руководитель Института образования ВШЭ. — Это американская программа FLEX, которая недавно была прекращена по инициативе России (см. «Новую газету», № 112 от 6 октября 2014 года), турецкая программа, базировавшаяся на лицеях, и израильская программа. Может быть, есть какие-то еще совсем небольшие, но те, в которых участвовали больше нескольких десятков человек, — эти три. Никакие европейские страны подобные программы на территории России не организовывали. Важно, что в программе FLEX условием было то, что школьник, проучившийся год в США, не мог там остаться для дальнейшей учебы или работы и в течение двух лет не мог претендовать ни на рабочую, ни на учебную визу. Важно, что ни одна из этих программ не нацелена на поиск и вывоз высокоодаренных школьников».

Поддержку академической мобильности студентов еще в конце 2013 года провозгласил сам же Владимир Путин, своим указом гарантировав на конкурсной основе помощь тем, кто самостоятельно поступил на очное отделение в ведущие университеты за рубежом. Обязательным условием для получения господдержки должна быть готовность работать в российских компаниях после завершения учебы за границей. Эти гранты по-прежнему существуют, а вот риторика почему-то изменилась.

«То, что говорит президент про гранты зарубежных фондов, частично верно для вузов: и крупные компании, и международные фонды, и ведущие университеты мира предлагают гранты для талантливых студентов, — поясняет Исак Фрумин. — Победители всевозможных международных конкурсов могут бесплатно учиться в лучших университетах. И россияне тоже. Это борьба за таланты. Она ведется во всем мире. В нашей стране есть свои олимпиады, но конкурсов для иностранных абитуриентов и студентов нет. Мы не приглашаем на бесплатное обучение, например, победителей международных олимпиад по математике. Только своих. А на платную учебу в наших вузах — всех, кто готов платить, без отбора».

# Академическая мобильность

Официальной статистики о количестве россиян, обучающихся за границей, у нас не ведется. Впрочем, можно обратиться к данным Института международного образования США, Института статистики ЮНЕСКО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так вот, если верить этим данным, то в середине 1990-х за рубежом учились примерно 13 тыс. россиян, к 2000 году — до 25 тыс., к 2007 году около 43 тыс., а в 2013-м их число перевалило за 50 тысяч.

Много это или мало?

Елена ЛЕНСКАЯ , декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук (с 1991 по 1996 год возглавляла Управление международного сотрудничества Министерства образования РФ, а с 1997-го по 2008-й работала в московском представительстве Британского совета), рассказывает, что несколько лет назад с помощью разных межправительственных программ за рубежом обучались около 3000 студентов. Столько же, сколько в Казахстане, чье население несравнимо с российским (17 млн против 146 млн).

Сейчас начата реализация программы «Глобальное образование», принятой в исполнение указа президента № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала РФ» (декабрь 2013 года). Намечено профинансировать обучение в ведущих вузах мира не менее 1500 студентов, но только по программам магистратуры, ординатуры, аспирантуры.

Для сравнения: в Китае господдержкой пользуются 250 тысяч студентов ежегодно, а на всевозможные гранты и на собственные средства за пределами Поднебесной обучаются до 1 млн китайцев.

В Сингапуре вообще государственная образовательная политика такова, что каждый студент во время обучения должен поучиться в зарубежном вузе. Это расширяет взгляд на мир — важнейший ресурс наукоемкой экономики.

Невозвращенцы

Традиционно значительное число китайских и индийских студентов возвращаются на родину работать. Россияне же после заграничной учебы стремятся зацепиться в чужой стране.

В конце 90-х Фонд Сороса озаботился тем, чтобы российские студенты, отучившиеся за рубежом, возвращались в Россию на работу. Ленская была членом комиссии, которая работала с «возвращенцами». Им фонд выделял небольшие гранты для обеспечения работы. Были вполне удачные возвращения. Например, молодой ученый, вернувшись в Казань после учебы в США, получил достойную должность в своем университете и до сих пор там работает, хотя средства гранта давно закончились. А вот в Твери был курьезный случай: стипендиатке фонда зарплату в институте назначили в размере 50 рублей, ссылаясь на то, что у нее есть грант, а у остальных сотрудников нет.

Другое образование

До сих пор в подавляющем большинстве наших вузов учебный год начинается с того, что студенты переписывают расписание, вывешенное на доске объявлений. Три-четыре пары в день. Без выбора. Пропускать нельзя, потому что надо освоить 100% материала. А на экзамене успешнее тот, кто прослушал все лекции, выучил их и пересказывает в точности «до запятой». Лектор — непререкаемый авторитет. Но где же прирост знаний?

Студенты и в европейских, и в американских вузах должны уметь выбирать, потому что выбор у них есть. В начале учебного года каждый «примеряет на себя» курсы из солидного списка. Лекций немного. Зато по каждому курсу преподаватель предложит большой список литературы, с которой надо ознакомиться, и распишет план письменных работ, которые нужно сдать. Эссе, которые регулярно сдают студенты, — компактный доказательный текст. Устных экзаменов практически нет. Как рассказывает Елена Ленская, оценку студент получает максимально объективную, и выставляется она по критериям, которые заранее написаны и представлены студенту. Каждую работу проверяют не менее двух преподавателей, а если их мнения расходятся, подключается третий.

Не учить, а помогать учиться — вот девиз.

Германия

На благо своего отечества

Иностранцы учатся в Германии бесплатно

Современная система высшего образования Германии состоит из примерно 440 учебных заведений, 80% из них — государственные. Обучение во всех государственных вузах бесплатное как для граждан, так и для иностранцев.

В ФРГ активная борьба против любых форм платы за обучение в государственных вузах велась с конца 40-х годов. В социалистической ГДР, как известно, студенты за учебу ничего не платили. После объединения страны был подготовлен и принят закон о высшей школе, в котором, в частности, закреплялся единый и обязательный для всех федеральных земель Германии принцип свободного от всякого налогообложения доступа к высшему образованию на стадии получения базового диплома.

В 2005 году конституционный суд Германии отклонил эту норму как нарушающую права федеральных земель. После этого в большинстве земель по решению местных ландтагов появился так называемый налог на учебу, размер которого варьировался от минимальных 500 евро за семестр и выше. Однако к началу 10-х годов стала сказываться крайняя непопулярность фискального обложения студентов, которая напрямую влияла на политический авторитет партий и их лидеров. С 2014 года студенты в Германии повсеместно освобождены от налога на учебу.

Однако такое правило действует только для тех, кто проходит базовый курс обучения в строго обозначенные сроки. В немецких университетах и высших школах действует академическая свобода: студент сам может определять план своего обучения, то есть после семестра политологии пройти один-два семестра философии или социологии, но в итоге он выходит за временные рамки, а за это придется платить. Платить надо и за получение магистерского (Master) диплома. Суммы опять начинаются с 500 евро за семестр.

Кроме этого, студенты в Германии обязаны оплачивать административный сбор, который составляет 100 евро за семестр. Оплата гарантирует получение студенческого билета, который дает право свободного доступа в библиотеки и лаборатории и подразумевает ряд льгот, например, проезд на транспорте, бесплатное посещение кино и других культурных мероприятий. Еще 50 евро желательно внести в кассу студенческого самоуправления. Тогда можно с существенной скидкой питаться в студенческой столовой.

В настоящее время более 800 тысяч учащихся — студентов, школьников старших классов гимназий, а также учеников системы профессионально-технического обучения пользуются государственной ссудой на учебу. В среднем студенты и ученики профтеха могут претендовать на ссуду 400 евро в месяц, школьники — на 321 евро.

Государственные стипендии в немецких вузах не выплачиваются, но есть фонды, например, Конрада Аденауэра, Фридриха Эберта и еще десятки других, стипендиатами которых становятся наиболее одаренные студенты и аспиранты. Фонд Эберта выделяет в год средства на 40 студентов и докторантов. Фонд Аденауэра предоставляет стипендии 60—70 иностранцам, но с обязательным условием: после завершения учебы они возвращаются на родину.

Александр ЧУРСИН,
«Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow