СюжетыЭкономика

Вас здесь не летело!

В дискуссию об овербукинге включились уполномоченные по правам человека из разных регионов России

Этот материал вышел в номере № 76 от 20 июля 2015
Читать
В дискуссию об овербукинге включились уполномоченные по правам человека из разных регионов России
Изображение

О планах по легализации овербукинга, или перебронирования (когда билетов на рейс продается больше, чем посадочных мест в самолете), стало известно еще в апреле. Процесс запустили несколько авиакомпаний (известно, что главным лоббистом этой инициативы выступает национальный перевозчик «Аэрофлот»), которые обратились в Минтранс с соответствующим предложением. В конце июня профильное министерство опубликовало проект внесения изменений в Воздушный кодекс. Реакция на законопроект среди пассажиров и специалистов в сфере защиты прав потребителей была резко негативной.

Овербукинг существует в России достаточно давно, говорят авиационные эксперты. «Аэрофлот» признался в использовании этого инструмента еще 12 лет назад. Бывший заместитель генерального директора авиакомпании Владимир Смирнов в одном из интервью объяснял, что любые перевозчики используют овербукинг, и «Аэрофлот» в этом смысле ничем не уступает крупнейшим международным авиакомпаниям. И озвучил цифры: в 2002 году места в самолете не хватило 3319 клиентам компании, что составило 0,06% (расчет «Новой») от всех перевезенных «Аэрофлотом» за тот год пассажиров.

— Нас было трое, билеты на прямой рейс Москва—Токио. На регистрации мы были последними, и двоим из троих не хватило места, — рассказывает Елена, которая попала на что-то, очень похожее на овербукинг (сейчас «Аэрофлот» официально не признается в использовании этого инструмента), в апреле этого года. — Они сказали, хотя долго упирались, прежде чем что-то сказать, что изменился тип судна и теперь в нем меньше кресел. И отправили нас бизнес-классом в Китай. А уже оттуда, обычным экономом, — в Токио. Видимо, тот бизнес-класс и был компенсацией за доставленные неудобства.

— Майские праздники, рейс Москва—Стамбул. Летели вдвоем. Сказали, что была замена воздушного судна, поэтому мест на всех не хватает. В итоге улетели мы часов через 5, а «Аэрофлот» выдал нам по ваучеру на 200 баксов каждому на покупку следующего билета, — рассказывает другой пассажир национального перевозчика Илья.

Еще один клиент «Аэрофлота», француз Владимир Вазак, сумел отсудить у авиакомпании компенсацию за овербукинг. По законам, действующим на территории ЕС, Вазак должен был получить от перевозчика 400 евро, но российская компания была готова предложить только ваучер на бутерброд и чай в кафе.

В Европе и США овербукинг давно легализован. Авиакомпании прибегают к нему, чтобы увеличить заполняемость самолетов. На основе многолетней статистки компании могут предположить, сколько пассажиров не явится на тот или иной рейс, и на основании этого продают билетов больше, чем мест на борту. По законам Евросоюза, пассажир, попавший под овербукинг, может получить от 250 до 600 евро компенсации (в зависимости от дальности перелета) — в дополнение к тому, что будет отправлен в пункт назначения ближашим рейсом той же авиакомпании или авиакомпании-партнера.

Среди крупнейших российских компаний мнения по поводу легализации овербукинга разделились. Открыто за введение перебронирования выступает S7: «Это позволит авиакомпаниям минимизировать потери доходов из-за аннулирования бронирований накануне вылета и неявки пассажиров на рейс», — пояснил представитель авиакомпании и добавил, что инструмент нужно вводить только при условии «справедливого уровня компенсации для пассажиров». По данным «Сибири», неявка пассажиров на рейсы по некоторым направлениям сейчас составляет до 5%.

Резко против перебронирования выступает «Трансаэро». Представитель компании Сергей Быхал говорит, что в «Трансаэро» «внутренними документами запрещена подобная практика», что она «несправедлива по отношению к пассажирам» и «может серьезно нарушить планы людей». «В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней», — напоминает представитель «Трансаэро».

В проекте закона, опубликованного Минтрансом в конце июня, термины «овербукинг» или «перебронирование» не используются вообще. Документ расширяет перечень оснований для изменения условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика, в том числе одним из оснований становится просто «решение перевозчика», без уточнений.

Расплывчатые формулировки проекта стали поводом к обращению в Минтранс уполномоченного по правам человека в Архангельской области Любови Анисимовой, которое поддержали региональные омбудсмены из Республики Алтай, Марий-эл, Карелии, Мурманской области. По мнению Анисимовой, предлагаемые Минтрансом поправки в Воздушный кодекс необоснованно снижают ответственность авиакомпании перед пассажирами, противоречат уже действующему законодательству, а сложившаяся практика использования овербукинга российскими авиакомпаниями с точки зрения Уголовного кодекса может подпадать под статью о мошенничестве. В своем обращении Любовь Анисимова также напоминает федеральному министерству об обширной географии России и крайне малом количестве авиамаршрутов с «высокой частотностью». Только из Архангельска выполняются рейсы по 24 направлениям, на которых авиация является единственным видом транспорта, но при этом даже в летний период самолет летает по этим маршрутам не чаще одного-двух раз в неделю.

Пока же Минтранс и авиакомпании продолжают обсуждать не только формулировки поправок в Воздушный кодекс, но и компенсации для пассажиров, которые пока не попали ни в один из опубликованных проектов. По словам главы Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, Минтранс предлагает выплачивать компенсации в зависимости от времени, на которое пассажиру пришлось задержаться в аэропорту. Ориентировочные суммы — от 12 до 28 тысяч рублей, что по текущему курсу на треть меньше самой крупной компенсации, действующей на территории ЕС. Авиакомпании же предлагают привязать компенсации к стоимости билета и расстоянию.

Работа над документами пока продолжается, сообщают в Минтрансе. Овербукинг, предположительно, будет легализован только во второй половине 2016 года.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow