Мнения

Тот же садик — вид сбоку

Ручное управление из центра подталкивает образование под каток неисполнимых задач

Фото: «Новая газета»

Политика

Александр АдамскийНовая газета

Премьер Дмитрий Медведев поручил правительству трансформировать программу строительства детских садов в программу строительства школ, чтобы ликвидировать вторую смену.

Ликвидация очереди в детские сады и второй смены в школах — важные и болезненные задачи. Но если способ ликвидации очереди в детсадах будет перенесен на создание новых школ, то:

а) задача не будет решена;

б) это еще больше дестабилизирует систему образования.

Теперь подробности.

Я не уверен, что в условиях кризиса экономики и невероятного дефицита бюджетных средств найдутся деньги на такие стройки. По сложившейся модели стоимость одного «ученико-места» — около 1 миллиона рублей (оптимистичный расчет), при очень минимальном оборудовании (строго говоря — только мебель).

Если хотя бы пятая часть школьников занимается во вторую смену, плюс рождаемость повышается, то речь идет как минимум о двух миллионах мест. Это около триллиона рублей, только на стройку и оборудование.

Но школы надо будет еще содержать (коммуналка и т.п.), плюс штат сотрудников — это еще около 200 тысяч работников со средней заработной платой около 33 тысяч рублей в месяц. Еще около 200 миллиардов в год, с отчислениями.

Даже если расчеты не совсем точны, порядок примерно такой. А в регионах катастрофически не хватает денег на содержание существующих школ и детских садов.

Я был бы рад, если бы министр или премьер сказали: «На строительство дополнительных школ у нас есть один триллион!» Но вместо этого ведомство уже заявило о намерении рекомендовать убрать из санитарных правил норму — 25 учеников в классе. Показатели будут выполнены за счет «утрамбовки» учеников?

При этом ликвидация очереди в детсад проводилась при жесткой централизации, ручном административном управлении, расчете показателей зачастую без учета возможностей, а иногда и потребностей самого региона.

Например, надо отчитаться к декабрю о расходовании выделенных на стройку детсадов денег. Даже если они пришли в октябре и строить в Сибири или за Уралом уже поздно (все равно что закапывать деньги в мерзлую землю), но за неисполнение сроков виновные будут наказаны! И уже были наказаны.

Система образования страдает предельной разбалансированностью.

Центр выделяет средства и определяет задачи и показатели, регионы эти средства распределяют по муниципалитетам и отвечают за выполнение показателей.

Но по закону учредителем школы является муниципалитет, и именно местное самоуправление дает «муниципальное задание» школам, устанавливает финансовый норматив и т.д. В реальности муниципалитет потерял свою значимость как учредитель и управляющий школами и превратился в механический придаток региональной власти.

По закону и школа — самостоятельна! Имеет право формировать образовательную программу, штатное расписание, создавать свою систему оплаты труда и планировать расходование средств. Но этого нет в реальности.

Необходимость исполнять показатели указов свела на нет самостоятельность школ и роль муниципалитета как учредителя.

Федеральный центр фактически регулирует расходы региональных бюджетов, регион жестко регулирует расходы муниципалитета, муниципалитет теряет свою функцию учредителя, а школа — самостоятельность.

В этом и есть разбалансированность системы образования: институциональная основа стала фикцией, работает административное ручное управление.

В апреле 2015 года, в «Публичной декларации целей и задач», Министерство образования и науки объявило о планируемых показателях: средняя заработная плата работников дошкольного образования в 2015 году должна составить 27 тысяч рублей в месяц, общего образования — 33, дополнительного образования — 26.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 января 2015 года должна была составить 93,6%, на 1 января 2016-го — 100%.

Но уже 7 мая на обсуждении исполнения майских указов при президенте министр Ливанов говорит о 10—12 регионах, в которых показатели по «дошколке» не будут исполнены и в 2016 году.

В разбалансированной системе усиление фиктивно-административного способа управления приведет не к решению высоких задач, а к потере управляемости и хаосу.

Я искренне сочувствую образовательному ведомству. В образовании сегодня оформились противоположные системы: ориентированная на самостоятельность институциональная (не работает) — и административно-командная система ручного управления, аналогичная советской (активно растет).

Играть в игру «мы в команде, как правительство решит, так и будет», боюсь, не получится. А подталкивать систему под каток неисполнимых задач — профессиональный суицид. 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera