СюжетыПолитика

Такие дела

От Министерства по делам Крыма остались только бумаги и неоконченные совещания. В ведомстве уверены: за ликвидацией стоит Сергей Аксенов

Этот материал вышел в номере № 79 от 27 июля 2015
Читать
От Министерства по делам Крыма остались только бумаги и неоконченные совещания. В ведомстве уверены: за ликвидацией стоит Сергей Аксенов
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Министерство по делам Крыма свои задачи исполнило, и можно было бы рассмотреть вопрос в целях экономии управленческих средств и рационализации работы федеральных органов исполнительной власти по его упразднению», — заявил премьер-министр Медведев 15 июля. Между тем раньше предполагалось, что министерство просуществует гораздо дольше, и у него еще остались не выполненные задачи, которые теперь перейдут Министерству экономического развития. «Новая газета» разбиралась, что случилось с ведомством Олега Савельева и какую роль в этом сыграл председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов.

Министерство по делам Крыма было создано 31 марта 2014 года, его главой назначили Олега Савельева, в прошлом — заместителя министров Германа Грефа и Эльвиры Набиуллиной. Ведомство должно было выстраивать рабочие отношения между Москвой и местными властями и развивать экономику полуострова. Для этого разработали два документа: федерально-целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» и Закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь». Контроль за исполнением этих программ тоже лежал на министерстве.

Федеральная целевая программа предполагает масштабное развитие инфраструктуры полуострова. В планах — строительство моста через Керченский пролив, новых водопроводов, подстанций и высоковольтных линий, развитие Симферопольского аэропорта, строительство и реконструкция корпусов лагеря «Артек», организация новых амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, разворачивание в регионе системы ГЛОНАСС и многое другое. Стоимость всей программы, до 2020 года, изначально составляла 681 миллиард, а в июне правительство подняло цифру до 708 миллиардов. Эти деньги будут освоены разными министерствами и агентствами. Например, за мост через Керченский пролив отвечает Росавтодор.

124,6 миллиарда должны были потратить в 2015 году, из них около 20 миллиардов — через Минкрыма.

«Инвестиционные программы в России практически никогда не выполняются в заявленных объемах, — замечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Сейчас бюджетные расходы урезаются, и уже то, что Минкрыма собираются закрыть, означает, что заявленных денег, скорее всего, не будет. Останется на мост через Керченский пролив, потому что это геополитический проект. В остальном, может быть, дороги подремонтируют, в ЖКХ что-то подправят».

Источник «Новой газеты» в Министерстве по делам Крыма, попросивший не указывать его фамилию, не связывает ликвидацию ведомства с сокращением бюджетных расходов. По его словам, слухи о закрытии ходили в течение всего года работы министерства. Дело в конфликте между Сергеем Аксеновым и московскими управленцами, говорит чиновник: местная элита хотела получить больше полномочий. «У руководства региона была не очень дружелюбная позиция по отношению к нам. Когда очень много руководителей собираются на одном маленьком пятачке территории, конфликты неизбежны. Мне кажется, у властей Крыма было недопонимание, зачем нужно министерство, и это выражалось в попытках игнорировать нашу деятельность». При этом с рядовыми сотрудниками местных администраций и муниципалитетов проблем не возникало, говорит чиновник. Получить интервью у самого Сергея Аксенова «Новой газете» не удалось: тот сослался на сильную занятость.

Источник «Новой» рассказал, что министерство накануне расформирования успело только начать работу по развитию региона и привлечению инвесторов. «Сейчас разрабатывается концепция туристических кластеров в Евпатории, Коктебеле и Саках. Нам удалось в федеральную целевую программу включить средства на разработку генеральных планов всех поселений, и к концу 2016 года весь Крым будет обеспечен документами территориального планирования. Мы рассчитывали, что в этом году займемся градостроительными документами и проектированием новых объектов, а с 2016 года начнется строительство. Поэтому

видимых итогов нашей работы, построенных или реконструированных объектов за этот год, очевидно, нет

— таков был изначальный план», — рассказал он.

Что же фактически было сделано в министерстве за год? На сайте Министерства экономического развития есть страница ФЦП, в том числе раздел с предварительными итогами на первое апреля 2015 года. Министерству по делам Крыма там посвящена одна фраза: «По мероприятию программы «Развитие аэропортового комплекса «Симферополь», Республика Крым» получено положительное заключение о результатах проведения проверки инвестиционного проекта Минэкономразвития России».

Изображение

На официальном сайте Минкрыма еще недавно был вывешен отчет о его работе за первый квартал 2015 года (сейчас там только президентский указ о ликвидации ведомстваРед.). Чиновники провели несколько совещаний о развитии виноградарства и виноделия, о передаче полномочий от федеральных органов агентств (Росреестр, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роснедра и другие) к местным органам власти. Следили за тем, как приходит помощь в крымские города и сельские районы из российских регионов. По поручению правительства, 22 субъекта Федерации помогали Крыму, например, Ялту закрепили за Нижегородской областью, Судак — за Свердловской. Калужская область отправляла посылки с книгами для школ и другими вещами в Красноперекопский и Армянский районы. Как рассказала «Новой газете» помощница замгубернатора Калужской области по социальным вопросам Маргарита Зотова, о том, что нужно послать крымчанам, советовались с местными администрациями, а в Министерство по делам Крыма затем отправляли отчеты. Всего российские регионы в 2014 году помогли Крыму на 2,7 миллиарда рублей.

Были планы и по развитию туризма, торговли и услуг. 1 января 2015 года в Крыму была создана особая экономическая зона, в которую Минкрыма должно было привлекать новых инвесторов. 7 июля Олег Савельев в интервью «Крымской газете» сказал, что в ОЭЗ уже работают 58 резидента. Наталья Зубаревич полагает, что большого притока нового бизнеса в Крым ждать не стоит: «Никаких больших проектов, кроме дорожного строительства за счет бюджета, я там не наблюдала. Для западных и крупных российских компаний, которые присутствуют на глобальных рынках, инвестиции в Крым чреваты санкциями». Источник «Новой» в Минкрыма подтверждает, что зарубежный бизнес пока в Крым не пришел.

В целом, по мнению Зубаревич, интеграция Крыма в российскую экономику завершена, так что в чем-то задачу Минкрыма можно считать выполненной. Хотя сама идея создания отдельного министерства по делам конкретного региона непродуктивна, считает регионалист:

«Это привычка чиновников решать проблемы исключительно путем создания новых структур. Не получается развивать Дальний Восток — создадим Министерство по делам Дальнего Востока; не получается создавать рабочие места на Северном Кавказе — создадим Министерство по делам Северного Кавказа. Они тоже в итоге должны исчезнуть, это странные наросты в системе управления,

но меня удивило, что Крым стал первым. Видимо, Савельев не держался за место: назначение в Крым, насколько я помню, было для него большой неожиданностью. Скорее всего, сошлось много факторов политического характера. К Аксенову сейчас отправляют федеральных чиновников в качестве заместителей — видимо, для контроля».

«Людей из Москвы в Крым уже присылали и в этом году, и в прошлом, и ничем хорошим это не закончилось: всех их выгнали, — замечает сотрудник Минкрыма. — У местных и московских управленцев разное понимание того, что и как надо делать». Местная элита, которая лоббировала ликвидацию министерства, в итоге проиграет, уверен чиновник. «Министерство ликвидировано, это наши внутричиновничьи интриги, но наши функции никуда не делись, просто заменили одно министерство на другое. У профильных органов власти есть много других задач, и в Минэкономразвития уделять много внимания Крыму не смогут, а значит, будут действовать более жестко и формально. Регион, еще не оперившийся в плане государственного управления, будет стоять в одном ряду с другими регионами — это будет для них довольно сложно».

В федеральном бюджете на 2015 год на расходы Минкрыма было заложено около 20 миллиардов рублей, в том числе 235,5 миллиона на выплаты сотрудникам и 288,8 миллиона на закупку товаров и услуг для работы министерства. Под началом Савельева должны были работать 230 человек, в том числе шесть его заместителей. В начале июля в ведомстве работали 150 человек. Теперь они займутся поиском работы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow