СюжетыПолитика

«ГОЛОСу» легче не станет

Ассоциации наблюдателей вернули уплаченный штраф, но вряд ли вернут возможность работать, как раньше

Этот материал вышел в номере № 79 от 27 июля 2015
Читать
Ассоциации наблюдателей вернули уплаченный штраф, но вряд ли вернут возможность работать, как раньше

«ГОЛОС» скоро может избавиться от статуса «иностранного агента». Государство уже вернуло штраф 400 тысяч рублей, заплаченный за работу без регистрации в реестре Минюста, запущена процедура исключения из реестра, сообщил сопредседатель «ГОЛОСа» Георгий Мельконьянц. Не факт, что она закончится до сентябрьских выборов в российских регионах, что осложнит регистрацию наблюдателей.

Процедура, по словам Георгия Мельконьянца, может занять до трех месяцев, и в худшем случае на момент местных выборов 13 сентября наблюдатели организации, скорее всего, не смогут попасть на избирательные участки. Это значит, что учрежденная ассоциацией газета «Гражданский голос» не сможет регистрировать наблюдателей с удостоверениями своих корреспондентов, как было раньше. Придется действовать через партнерские организации и СМИ, говорит Мельконьянц.

Напомним, что теперь на избирательных участках не будет веб-камер — недавнее решение об этом было объяснено экономией денег.

Политолог Алексей Макаркин считает, что исключение из реестра ничего в судьбе «ГОЛОСа» не изменит, как и в политике государства в отношение НКО. Возвращение штрафа и формальное исключение из списка — это соблюдение законных процедур, просто потому, что «ГОЛОС» действительно не получал денег из-за рубежа, уверен эксперт. «У организации уже такая репутация в глазах людей, ориентированных на власть, что одно это ее название уже вызывает желание их никуда не пускать, — говорит Макаркин. — Избиркомы реагируют на нее однозначно: могут просто взять и не допустить, объясняя это каким-нибудь другим основанием, например, скажут, что какой-нибудь документ неправильно оформлен. «Иностранный агент» — это не только формальные ограничения, это отношение к организации. Вот если о «ГОЛОСе» вдруг несколько раз скажут на федеральных каналах, что это хорошая и полезная организация, то чиновники задумаются: может, действительно их в разряд хороших перенесли».

«В целом легче, конечно, не станет, — соглашается Григорий Мельконьянц. — Но это важная имиджевая победа, и станет проще в организационном плане. Перед выборами исключать нас из реестра Минюсту, наверное, не с руки, и мы не исключаем, что они будут затягивать процесс. Никакой отдельной политической воли на то, чтобы исключить нас, я не вижу. Вину на то, что происходит с «ГОЛОСом», я возлагаю на <председателя ЦИК Виталия> Чурова и <его заместителя Леонида> Ивлева, а не Администрацию президента или кого-то еще. Чтобы их не контролировали, они пугают всех в АП и устраивают эту травлю, потому что мы мешаем им иметь хорошую репутацию наверху».

В реестр «ГОЛОС» попал за то, что в 2012 году Норвежский Хельсинкский комитет наградил организацию премией 7,7 тысячи евро. «ГОЛОС» отказался от премии еще в тот момент, когда ее денежный эквивалент был на транзитном счете в банке, то есть не дошел до ассоциации, — но это не спасло. 25 апреля 2013 года ассоциацию оштрафовали на 300 тысяч рублей, и отдельный штраф 100 тысяч выписали ее исполнительному директору Лилии Шибановой. «ГОЛОС» обратился в Конституционный суд. В 2014 году КС вынес определение, что бремя доказывания иностранного финансирования НКО лежит на государстве, а доказано оно может быть только в том случае, если организация сама приняла иностранную помощь.

9 сентября 2014 года Мосгорсуд отменил решение о привлечении «ГОЛОСа» и Шибановой к административной ответственности из-за отсутствия состава правонарушения. Но уже 12 сентября принял другое решение: «иностранным агентом» «ГОЛОС» признал не только Минюст, но и Генпрокуратура, и на этот раз именно представление прокуроров Мосгорсуд оставил в силе. Таким образом, сложился парадокс: организация получила назад штраф, но осталась в реестре. Лилия Шибанова обратилась в Конституционный суд с ходатайством разъяснить постановление 2014 года. 27 мая 2015-го КС опубликовал определение, отказав в удовлетворении ходатайства, но подчеркнув, что спорные ситуации должны трактоваться в пользу НКО. Именно это решение дало старт пересмотру статуса организации, считают в «ГОЛОСе».

Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», содержащий норму о статусе НКО как «иностранного агента», был принят 28 декабря 2012 года, после того, как в США были введены санкции против чиновников из «списка Магнитского». Сейчас в реестре «иностранных агентов» — 45 организаций по всей России. Возможность избавиться от этого статуса у НКО появилась 9 марта 2015 года: Владимир Путин подписал закон, согласно которому НКО, которая год не занималась политической деятельностью на территории России или не получала иностранное финансирование, может подать заявку на исключение из списка. После этого Минюст проводит внеочередную проверку организации и за три месяца принимает решение, исключать ее из списка «агентов» или нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow