Сюжеты

«Древо жизни» обрубили

Знаменитую скульптуру Эрнста Неизвестного разрушили, накрыв рестораном

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 79 от 27 июля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Знаменитую скульптуру Эрнста Неизвестного разрушили, накрыв рестораном

Так было и должно быть
РИА Новости
Так стало после реконструкции
Виталий КАВТАРАДЗЕ

АВТОР. Эрнст Неизвестный, великий скульптор.

АРТОБЪЕКТ. Скульптура «Древо жизни». Переплетение семи лент Мёбиуса, обвивающих и соединяющих тысячи образов, лиц и символов, вместе образуют аллегорическое дерево в форме человеческого сердца. Это не то произведение, которое можно рассмотреть на бегу, — необходимо остановиться, всмотреться, понять.

СОБЫТИЕ. В октябре 2004 года в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион», что близ делового центра «Москва-Сити», при участии автора, Анатолия Чубайса, Зураба Церетели, Михаила Швыдкого была торжественно открыта скульптура Эрнста Неизвестного «Древо жизни».

ПРЕДЫСТОРИЯ. Неизвестный вынашивал идею больше 40 лет. Восемь лет работал над проектом. По разным причинам «посадка дерева» откладывалась и откладывалась. Не раз возникала возможность вырастить «Древо жизни» за границей, однако для него главным было — подарить его родине. Потребовалась организация специального фонда, личная помощь Анатолия Чубайса и Владимира Путина, двухлетние переговоры, финансовая поддержка РАО ЕЭС, Сбербанка, ЗАО «Ингеоком» и ОАО «Совкомфлот», чтобы «Древо жизни» наконец было установлено в Москве.

МЕСТО. Скульптура установлена в начале моста «Багратион», у входа. Ее накрывал купол со специальным освещением, повторяющий форму колец постамента, и древо устремлялось ввысь, к небу.

ХРОНИКА. То, что случилось недавно, — тоже знаковый акт. Странным образом он описывает радикально изменившуюся ситуацию в стране. Жизнь соревнуется с автором в мастерстве аллегории. На мосту произвели реконструкцию. Стеклянный купол исчез. «Древо жизни» теперь упирается в потолок. А на месте купола — банкетный зал ресторана «1001 ночь — сказка Востока».

То, что купол организовывал пространство, был частью среды, входил в замысел создателя, — ресторанщиков не остановило.

«Багратион» — оживленное место, где всегда много туристов, офисных служащих, покупателей, прохожих. Входя на мост, они сразу видят «Древо жизни». Точнее, теперь почти не видят: из-за недостатка освещения на виду лишь темная конструкция неопределенной формы.

СОУЧАСТНИКИ. Арендаторы и владельцы торгово-пешеходного моста «Багратион» — ОАО «Аренда Индастри». Там и пожаловались на других, сказав, что именно ООО «Истсайд групп компани» заменили купол потолком по соглашению с арендодателем и владельцем торгово-пешеходного моста «Багратион» — ГУП «Центр-сити». По словам «Аренда Индастри», они сами недовольны тем, что произошло со скульптурой, ведь вход на мост — это «лицо моста», которое сейчас утратило свою привлекательность. Пока шел ремонт, посетители выражали недоумение, но ответ на все вопросы был один: реконструкция делается с одобрения владельцев моста, ГУП «Центр-сити».

С ГУП «Центр-сити» диалог не сложился. «А в чем проблема? Сам Эрнст (надо полагать, Неизвестный.Ред.) не возражал бы, чтобы так было. Между прочим, арендатор — ресторан — добровольно взял на себя обязательства ухаживать за памятником. Он стоит ухоженный, весь блестит», — сказал по телефону Вячеслав Скирневский, заместитель и.о. генерального директора.

ДОКУМЕНТЫ. Выяснить отношения с московскими властями и защитить творение Неизвестного пытался его полномочный представитель на родине Феликс Комаров.

Вот фрагмент официального ответа департамента культурного наследия Москвы (Мосгорнаследия) на его обращение от 20.06.2015 года. «…Скульптура объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия, либо объектом, обладающим признаками объекта, культурного наследия, не является. Скульптура является элементом интерьера Моста и не включена в перечень произведений монументального искусства, ответственным за содержание которых являются органы исполнительной власти города Москвы или подведомственные им организации, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 533-ПП «Об упорядочении деятельности по содержанию произведений монументального искусства». Учитывая изложенное, восстановление первоначальной архитектурной концепции вестибюля Моста и отдельных элементов Скульптуры находится вне рамок компетенции Департамента».

Далее — совет-отсылка: «…в ГУП «Центр-Сити, за которым на правах хозяйственного ведения закреплен Мост, в Департамент городского имущества города Москвы, на балансе которого состоит Мост, в ОАО «СИТИ», являющееся управляющей компанией ММДЦ «Москва-Сити». Подпись: «исполняющий обязанности начальника Управления территориального контроля О.А. Голосной».

Ну что же, представитель Неизвестного послушно обратился в департамент городского имущества города Москвы. Его успокоили 19 июня 2015-го: «…Памятник <…> не имеет повреждений, наблюдение и уход ведутся с надлежащим вниманием. Ежемесячно производится косметическое удаление пыли, без применения абразивных и химических средств. <…> Изменение конструкции купола над памятником произошло вследствие выполненной реконструкции пола ресторана «Гласс» (предшественника «Сказки Востока». — Ред.), находящегося на верхних отметках северного вестибюля ТПМ «Багратион».

И наконец — финальная отписка, которая, по мысли чиновников, должна полностью устранить все вопросы к вандалам, разрушившим памятник: «ООО «ИСТСАЙДГрупп Компании» предоставлена документация в службу эксплуатации ГУП города Москвы «Центр-Сити», а именно научное заключение ЗАО НИЦ «Мосты» несущих конструкций входной части ТПМ «Багратион», концепция реконструкции пола, согласованная с главным архитектором и с главным конструктором «Мастерской Архитектора Бориса Тхора», автора проекта ТПМ «Багратион».

Мы обратились в департамент культурного наследия города Москвы. Он не смог помочь: поскольку скульптура находится на территории торгового комплекса, все связанные с ней вопросы — зона ответственности владельцев комплекса: «Собственник помещения, к сожалению, может всё, если объект не является памятником». А поскольку «Древо жизни» таковым не является (см. выше), влияние департамента на него не распространяется».

АКЦЕНТЫ. Почему «Древо жизни», работа одного из художников-титанов уже ХХI века, для российского государства — не объект культурного наследия? Даже полная тьма, в которой разворачивается действие «Тысячи и одной ночи», не объясняет эту страшную современную сказку. Ее главные герои не джинны — а торгаши. Без вкуса и совести.

Отдел культуры

 

Прямая речь

Феликс КОМАРОВ, галерист, вице-президент Творческого союза художников России:

— Для Эрнста Неизвестного — это работа всей его жизни, философская, итоговая в каком-то смысле. Этот купол, или свод, мягко подчеркивал, облегал нимбом всю скульптуру, был вписан в пространство. И был огромный зазор, промеренный, выверенный, который давал возможность «Древу» быть открытым с любой точки. Ничто не давило, не заслоняло пропорций. Это была полностью законченная лаконичная архитектурная композиция, производившая сильнейшее впечатление.

Эрнст — живой классик, он ни с кем сегодня не сопоставим в мире, к нему огромное уважение всюду, говоря современным языком, он сегодня — супербренд. И вот не просто не согласовав с ним, а даже ничего не сообщив, — варварски ломают этот свод и закрывают вершину «Древа». Это как если бы «Мону Лизу» одели бы в одеяло.

То, что произошло, — ужасно. Но, может быть, самое поразительное — реакция города. Мы написали в 4-5 инстанций, и они нашли отписку: не памятник!

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera