СюжетыПолитика

Война дает метастазы

Ростовская полиция все чаще изымает у населения автоматы и гранатометы

Этот материал вышел в номере № 80 от 29 июля 2015
Читать
Ростовская полиция все чаще изымает у населения автоматы и гранатометы

Подводя промежуточные итоги работы ГУ МВД России по Ростовской области, руководитель полицейского главка Андрей Ларионов заявил, что за первую половину текущего года в регионе выросла раскрываемость преступлений, связанных с оборотом оружия. Правда, оружие, которое указывают в полицейских сводках, стало другим: если раньше правоохранительные органы изымали у населения обрезы, патроны, охотничий порох, то теперь это автоматы и гранатометы.

Согласно статистике, приведенной генералом, с января по июль 2015 года было изъято 11 автоматов, 20 пистолетов, семь винтовок, 36 обрезов, два пулемета, один гранатомет, семь охотничьих ружей, 61 граната, 11 самодельных стреляющих устройств, 642 500 единиц боеприпасов и 35 кг взрывчатых веществ.

Главной причиной роста обнаруживаемого полицей­скими арсенала начальник ГУ МВД России по Ростовской области назвал улучшение работы по раскрываемости преступлений. Но впервые с начала военных действий в украинском Донбассе публично не исключил, что работы полицейским прибавляют именно соседи.

— Не факт, что это связано с близостью войны, но и этот момент тоже возможен. Ведь раньше тоже была другая война (имеются в виду чеченские военные кампании.В. М.), но таких цифр не было, — признался Андрей Петрович.

Только по официальной статистике, с начала текущего года в Ростовской области пресечено более 60 попыток незаконного перемещения через границу оружия и боеприпасов: пограничники изъяли более 40 единиц огнестрельного оружия, около шести тысяч боеприпасов (как правило, это патроны), более 200 гранат, 100 снарядов и свыше 30 мин. Пять раз российские пограничники открывали огонь, чтобы остановить нарушителей границы.

Сколько огнестрельного оружия и боеприпасов сейчас хотя бы приблизительно находится на Дону, не берется называть ни одно силовое ведомство. Правда, еще в конце прошлого года знакомые сотрудники полиции уверяли, что, мол, на Дону этого добра всегда хватало: Ростов — транспортный узел, и через него с юга (с тех же чеченских кампаний, из Абхазии и Южной Осетии), с запада (из Югославии и Приднестровья) вглубь России возвращались солдаты и добровольцы.

Сейчас Ростов опять стал точкой, через которую в родные города и села возвращаются российские добровольцы, участвующие в конфликте в Донбассе. Чаще всего людей, по виду похожих на ополченцев, можно увидеть на главном железнодорожном и автовокзалах. Узнать их даже в пестрой летней толпе пассажиров нетрудно: как правило, одеты они в форму защитного цвета или камуфляж с шевронами Новороссии, за спиной — огромные рюкзаки, украшенные георгиевскими ленточками.

Входы на оба вокзала (они оборудованы рамками металлоискателей и сканирующей багаж аппаратурой) охраняют наряды охраны, по территории вокзалов ходят полицейские патрули, в том числе со служебными собаками. Иногда полицейские и мужчины с баулами встречаются, стражи порядка проверяют документы, беседуют, и стороны расходятся.

Особенно часто мужчин, по виду напоминающих бойцов Новороссии, можно видеть на автовокзале. Несколько месяцев автобусное сообщение с городами Донбасса было прервано, сейчас автобусы в украин­ские города, контролируемые «ЛНР—ДНР» (Донецк и Луганск), ходят регулярно.

Причем нередка такая картинка: через рамку металлоискателя (багаж здесь не сканируют, как на входе в железнодорожный вокзал) проходит мужчина с обвешанным георгиевскими ленточками рюкзаком, рамка «пищит», сидящий рядом охранник на сигнал не реагирует.

По подсчетам наблюдателей миссии ОБСЕ, работающих на российско-украинской границе на КПП Гуково и Донецка, за девять месяцев (с 1 сентября 2014 года по 1 июня 2015-го) границу в обоих направлениях пересекли около 20 тысяч мужчин в камуфляже с шевронами различных (не Российской армии) структур. В беседах с наблюдателями они рассказывали, что идут на Украину без оружия: «стволы» получают уже на другой стороне.

Иногда люди с другой стороны и возвращаются с оружием и боеприпасами.

К примеру, 16 июля 2015 года пограничники автомобильного пункта пропуска Весело-Вознесенка остановили для досмотра микроавтобус, следовавший из украинского Донецка в РФ. Овчарка проявила повышенное внимание к левой задней двери машины. Там пограничники обнаружили вещество, внешне схожее с трубчатым артиллерийским порохом (восемь трубчатых зарядов). По официальному сообщению УФСБ России по Ростовской области, владелец автомобиля не смог объяснить, как у него в машине оказался этот груз.

Среди регионов России, граничащих с Украиной, в Ростовской области самый протяженный участок границы — 600 км (включая морской участок). Небольшой сухопутный участок на севере (около 50 км) — от пос. Чертково до границы региона с Воронежской областью — с той стороны контролируют украинские пограничники. Вся остальная линия — под присмотром ополченцев самопровозглашенных «ДНР—ЛНР». Именно на этом отрезке и фиксируют российские пограничники нарушения границы, в том числе попытки ввоза оружия и боеприпасов.

До недавнего времени весь ростовский участок российско-украинской границы был практически открытым: технические сооружения и ограждения были только на КПП. В этом году российские пограничники стали укреплять часть кордона, контролируемую с той стороны самопровозглашенными «ДНР» и «ЛНР», не скрывая причины: чтобы предотвратить возможные попытки незаконного провоза оружия и боеприпасов. Всего к настоящему дню было установлено 40 км заграждений и вырыто 100 километров рвов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow