СюжетыПолитика

На местах идет «свой движ»

Почему в регионах не услышали требование Кремля провести честные выборы

Этот материал вышел в номере № 81 от 31 июля 2015
Читать
Избирательная кампания этого лета превратилась для оппозиции в игру с непредсказуемыми правилами. Кремль заявляет устами первого замглавы администрации президента Володина, что выборы должны быть конкурентными, но на местах конкуренты власти сталкиваются то с конфискацией листовок, то с уголовными делами, а то и просто с абсурдом. Москва теряет политический контроль над регионами?

Избирательная кампания этого лета превратилась для оппозиции в игру с непредсказуемыми правилами. Кремль заявляет устами первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, что выборы должны быть конкурентными, но на местах конкуренты власти сталкиваются то с конфискацией листовок, то с уголовными делами, а то и просто с абсурдом. Возможно, приключения сторонников Навального и Касьянова — это только один из примеров того, как Москва теряет политический контроль над регионами.

Марафон по сбору подписей приносит Демократической коалиции («Парнас» и примкнувшие к ней политические силы) все новые проблемы.

В Калужской области у штаба похитили партию агитационных газет, в Магадане у кандидата-одномандатника Георгия Албурова забраковали 24 подписи и сняли с выборов, в Новосибирске СК ведет доследственную проверку по заявлению о неоплаченной работе сборщика подписей и одновременно — жалобе штаба на то, что этот сборщик занимался фальсификациями.

Там же избирком счел недействительными 1487 подписей, указав на несоответствие с базой ФМС. Штаб во главе с Леонидом Волковым утверждает, что брак — в самой базе, где встречаются люди 199 года рождения или с пятью цифрами в номере паспорта вместо шести. Глава ЦИК Владимир Чуров обещал разобраться в ситуации, партия уже подала жалобу.

В Костроме оппозиционеры решили подстраховаться от таких казусов и пробить подписи по базе ФМС самостоятельно. В результате глава местного избирательного штаба Андрей Пивоваров оказался в СИЗО: в ночь с 27-го на 28 июля его задержали в отделении полиции, где он собирался сверить данные подписантов с базой ФМС. Пивоварова обвиняют в неправомерном доступе к компьютерной информации (статья УК 272) — вообще-то эта статья подразумевает ущерб от манипуляций с информацией, например, ее уничтожение или блокировку. Испортил ли Пивоваров что-либо в компьютере полицейских, следствие не уточняет. 29 июля суд арестовал Пивоварова на два месяца.

Адвокат партии «Парнас» Вадим Прохоров считает, что условие обязательного сбора подписей — это гарантированная возможность не пустить на выборы любого кандидата. Раньше можно было баллотироваться под денежный залог, но в 2010 году эту норму отменили. «Опыт Новосибирска показал: проверяешь ты подписи или нет, вообще не имеет значения, — говорит Прохоров. — Если хотят зарубить, можно даже привести реальных людей с паспортами, и все равно скажут, что подписи недействительны. А если ты пытаешься проверить подписи по каким-нибудь базам, тебе приписывают незаконный доступ к информации. С 272-й статьей мы столкнулись в первый раз — это специфическая статья для хакеров».

В одном из недавних выступлений первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин заявил, что Кремль заинтересован в честности региональных выборов-2015. «Нам надо сделать все, чтобы не было тех претензий, которые возникли в 2011 году, чтобы формирование власти проходило открыто, легитимно и конкурентно», — цитирует Володина РБК. Подобные заявления из Кремля — не более чем «убаюкивание» публики, уверен руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, политолог Александр Кынев : «Факты говорят о том, что генеральная линия — это силовой недопуск и массовые зачистки оппозиции. Инциденты были во всех регионах, они просто отличались по формату, и считать их случайными наивно. Что касается жалоб в ЦИК, то можно вспомнить выборы в Астрахани в 2012 году, тогда тоже обещали разобраться — разобрались, решили, что все правильно». (В марте 2012 года кандидат от СР Олег Шеин объявил голодовку, оспаривая результаты выборов мэра. — А. Б. )

Прокремлевские эксперты, впрочем, и в этой ситуации не видят давления на оппозицию. Евгений Минченко , генеральный директор Международного института политической экспертизы, считает, что на самом деле оппозиционеры хотят не участия в выборах, а очередного скандала. «С одной стороны, региональным властям не очень нужны эти раздражающие ребята, а с другой — для так называемой Демократической коалиции главная задача — не получение мандата, а скандал, и в итоге каждая сторона получила то, что она хотела. Читайте Навального, он человек откровенный и говорит прямым текстом, что планирует прийти к власти неэлекторальными средствами, в ситуации, когда по тем или иным причинам власть начнет качаться. А у региональных властей настрой такой: а, зачем они нам нужны! Федеральная власть что-то декларирует, а на местах идет какой-то свой движ».

Основатель Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что трудности Демкоалиции перед выборами — это только иллюстрация гораздо более серьезной проблемы всей российской политической системы — расползающейся трещины между Москвой и регионами.

«Центр теряет управление над процессом, и вперед выходят любые силы, которые могут продемонстрировать, что они еще больше презирают оппозицию, чем центр, — говорит Павловский. — Я не исключаю, что события в Новосибирске были спектаклем, который должен показать пример другим регионам, как на самом деле надо понимать призыв к конкурентным выборам. И одновременно косвенный сигнал другим регионам: центр нужно слушать там, где дело касается денег, но не там, где речь идет о законности и тому подобных «кондитерских изделиях».

Разворачивается всероссийский конкурс на более реакционное, более пещерное поведение. Региональные элиты делают ставку на то, что центр слабеет, и в момент кризиса важно, какие земли с их хозяевами будут считать сильными — они и будут решать судьбу центра в дальнейшем. Это не защита от оппозиции, а демонстрация силы, обращенная одновременно и к обществу, и к центру, а может быть, и к части собственного аппарата. Ведь сейчас возникла ситуация, когда у добросовестных государственных служащих перекрыт нормальный карьерный путь, и поэтому они могут с интересом следить за оппозицией и создавать группы поддержки каким-то оппозиционным кандидатам. У местных чиновников свои задачи: не допустить некоррумпированные круги элит к власти и финансовым потокам.

Казалось бы, Москва всех назначает, но на самом деле она все меньше способна контролировать процесс. Она сохраняет идеологическое доминирование, но идеология не является мотивом поведения для премиального класса элит, которые хотят сохранить контроль над страной и передать его своим детям. Люди уходят из поля управляемости, как экономика, которая прячется в тень.

Назревает конфликт, он будет назревать долго и будет принимать разные формы. Разрушены средства мягкого управления, а Москва не будет вступать в конфликт с регионами из-за такого ничтожного повода, как недопуск «Парнаса» на выборы. Создав искусственную идеологическую атмосферу тотальной мобилизации, центр на самом деле себя не усилил, а ослабил. Теперь все стали патриотами и сами решают, как им проявлять свой патриотизм».

Так или иначе, активисты Демократической коалиции все еще надеются, что им дадут поучаствовать в законных демократических процедурах. В Новосибирске глава штаба Леонид Волков, кандидат Сергей Бойко, активисты Руслан Аблякимов, Александр Форов и Федор Горожанко, а также уже успешно зарегистрированный кандидат-одномандатник от ПАРНАСа Егор Савин с 28 июля голодают в помещении штаба. Георгий Албуров в Магадане планирует привести всех людей, подписи которых забраковали, в избирком и показать, что их данные подлинные. В Костроме адвокат Андрея Пивоварова обжалует арест. Борьба оппозиции за участие в выборах продолжается.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow