Мнения

Госсовет в поисках совершенства

У нас была «реформа», потом «модернизация», теперь будет «совершенствование»

Фото: «Новая газета»

Политика

Александр АдамскийНовая газета

У нас была «реформа», потом «модернизация», теперь будет «совершенствование»

22 июля прошел первый сбор рабочей группы по подготовке заседания Государственного совета «О совершенствовании системы общего образования в Российской Федерации». Руководить группой будет губернатор Приморского края, бывший ранее проректором МИСиСа и ректором Дальневосточного федерального университета, заместителем министра А. Фурсенко — Владимир Миклушевский.

Вообще-то, началом новейшей системной перестройки школьного образования можно считать середину 80-х, причем не с момента горбачевских перемен, а гораздо раньше. Еще на XXVI съезде КПСС (1981), — через пять лет после перехода на всеобщее среднее образование и бесплатное пользование учебниками — было объявлено о необходимости сближения школы и производства. В ЦК разработку курировал К. Черненко, учитель истории по образованию. В 1984-м «Учительская газета» опубликовала проект реформы.

Я в то время работал учителем в школе и могу свидетельствовать: история современного инновационного образования в стране началась именно с обсуждения проекта реформы. За год до этого редактором «Учительской газеты» стал выдающийся реформатор школы Владимир Матвеев, за ним пришел в газету писатель и педагог Симон Соловейчик. Вышли из тени учителя-новаторы — Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Игорь Ильин. Возникли клубы творческой педагогики «Эврика», движение авторских школ. В 1986-м появился манифест «Педагогика сотрудничества». Потом был создан временный творческий коллектив «Школа», который возглавил будущий первый министр образования РФ Эдуард Днепров.

Реформа образования, как ни странно это прозвучит, была всенародно поддержана. Удивительно: учителя собирали миллионы зрителей у телевизоров, когда шли встречи с Виктором Шаталовым или Евгением Ильиным в «Останкине». Тираж «Учительской газеты» поднялся до 1 миллиона!

Именно школа стала первым островом перемен, еще до политических, социальных и экономических изменений. Окно возможностей для перемен в образовании открылось до гласности и перестройки.

Тексты постановлений партии и правительства не содержали призывов к свободе, к многообразию и самостоятельности, к развитию и инициативности, но был призыв к изменению, даже указание: «Меняться!»

Так что ренессанс школьного образования 90-х годов, когда, несмотря на безденежье, российская школа переживала времена расцвета, — начался еще до перестройки.

И будет очень любопытно сравнить документы тех лет: постановлений ЦК КПСС, решений Верховного Совета и правительства —  и материалы намечающегося госсовета.

Сегодня ситуация симметрична той, 30-летней давности, только середина 10-х — драматичная развилка с непредсказуемым исходом. Школа либо удержит направление развития (своего и страны) —  либо станет предтечей свертывания инновационных процессов и возврата к стагнации. Либо удержит, опираясь на Закон «Об образовании», многообразие и вариативность, инновационность, индивидуализацию образования, свободу и самостоятельность школы и учителя, несмотря на беспредельный административно-фискальный зажим, тотальный контроль и подчиненность отчетно-проверочным процедурам. Либо победит охранительная стратегия: школа станет унифицированной, единообразной, закрытой и будет двигаться в сторону мракобесия, предельной централизации, где «шаг вправо-влево приравнивается к побегу».

Причиной созыва госсовета могла стать обеспокоенность губернаторов разбалансировкой региональных бюджетов в связи с реализацией майских указов. Оптимально было бы — объявить их выполненными и отказаться от административной истерики по поводу показателей. Вспомнить о разграничении бюджетных полномочий о том, что за школы и зарплаты отвечают регионы и муниципалитеты. Правда, для этого нужно, чтобы губернаторы стали подотчетными гражданам регионов, а не чиновникам федерального центра.

Надо бы восстановить систему формульного финансирования, чтобы школы получали средства по нормативу в полном объеме. Выбрать наконец-то общую для всех систему оплаты труда — поскольку выполнение майских указов систему оплаты, основанную на результатах труда, полностью разрушили. Какие результаты, когда надо соответствовать показателю средней зарплаты по региону? Возможный выход — перейти на окладную систему.

Но самое важное и трудное — провести согласование между фискальными и силовыми ведомствами и отказаться от института плановых проверок в системе образования. Во-первых, потому что они показали свою полную неэффективность; во-вторых, потому что они превратились в план по обязательному выявлению нарушений; в-третьих, потому что плановое проверочное хозяйство легко превращается в коррупционную схему.

И по сопричастности — отменить институт письменных запросов и письменной отчетности в системе образования, в том числе и для проверок. Все, что нужно, — есть в электронных средах: заходите — берите, пользуйтесь.

А проверка — один (!) раз в 3 года.

Я так понимаю совершенствование — как поиск совершенства

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera