СюжетыОбщество

Выборы и мажоры

Обыкновенная дорожная трагедия в Иркутске с необыкновенным продолжением

Этот материал вышел в номере № 82 от 3 августа 2015
Читать
Обыкновенная дорожная трагедия в Иркутске с необыкновенным продолжением

В конце минувшей недели Иркутск похоронил друзей — 35-летнего начальника УГРО четвертого отдела полиции подполковника Альберта Соколова и 33-летнего владельца строительного бизнеса, переехавшего сюда из Хабаровска, Дениса Матвеева. У обоих остались малолетние дети. Развязка этих судеб сколь трагична, столь и обыденна: попали под колесницу девы из «золотой молодежи» — Юлии Киселевой, дочери влиятельных в городе людей — депутата Думы Иркутска от «Единой России», главврача больницы № 8 Жанны Есевой и главврача больницы № 10 Сергея Есева.

На Mercedes CLS эта 26-летняя дама, не снижая скорости — судя по обнародованным видеозаписям и показаниям очевидцев, около 160 км/ч, — въехала в остановившуюся на красный сигнал светофора Toyota Highlander. Соколов умер на месте, Матвеев, находившийся за рулем, чуть позже, в больнице. Их немаленький кроссовер, как пластиковый мусор, отбросило на встречку, на две машины, остановившиеся на светофоре. Алкоголь в крови Киселевой превышал норму в 11 раз: сразу после аварии анализ показал 1,8 промилле против допустимых 0,16. Это не вдупель, конечно, но прилично.

Обыкновенная, в общем, трагедия. Однако дальше случилось нечто неординарное. Бессменный депутат все последние годы, с 2000-го, Жанна Есева прервала свой отпуск в Таиланде, прилетела домой и написала заявление о сложении с себя депутатских полномочий: «Я мать, и я буду помогать дочери в этой тяжелой ситуации, но не приемлю спекуляций о том, что мой депутатский статус может помешать объективному и справедливому расследованию».

Кроме прочего особый путь России выражается в том, что в нашем политико-торговом пространстве редко кто добровольно подает в отставку. Что бы ни происходило в его зоне ответственности. Мы на генетическом уровне знаем: этот мир в любой момент становится миром библейского Иова. Его историей, его страданиями, только без развязки. И без виновных. Много офицеров и генералов застрелилось после гибели взвода новобранцев в омской учебке? А в отставку подало? Много губернаторов оторвалось от корыта и подало в отставку, когда речь шла не о переназначении или перевыборах, а о расследовании воровства их министров? Европейская, да уже и общецивилизационная норма — не про нас.

Способен ли стать поступок Есевой прецедентным? Нет. Нужно учесть иркутскую специфику. А она описывается еще одним женским именем — Анны Шавенковой, дочери председателя облизбиркома Людмилы Шавенковой. В декабре 2009 года эта барышня (консультант аппарата фракции «Единой России» в Заксобрании области) в том же возрасте, что и Киселева, сбила двух женщин-сестер, одна из которых скончалась, а другая стала инвалидом. Камера уличного наблюдения запечатлела, как Шавенкова вылетает на пешеходный тротуар, впечатав в стену здания проходящих мимо молодых женщин, после чего выходит из машины, обходит, оглядывая ее, достает сумочку, копается в ней, отходит в сторонку и принимается звонить.

К пострадавшим она не то что не подходит, она даже не смотрит в их сторону. В итоге Анна ни дня не провела за решеткой. В августе 2010 года Кировский райсуд приговорил ее к трем годам колонии-поселения с отсрочкой наказания до 2024 года (до достижения ее сыном 14-летнего возраста), затем приговор смягчили до двух с половиной, а два месяца назад Октябрьский райсуд вовсе освободил Шавенкову от ответственности в связи с амнистией в честь 70-летия Победы.

Тот процесс не оставил в Иркутске равнодушным никого. И было ясно, что сейчас народ вновь взорвется. Так и вышло. 27 июля, спустя несколько часов после ночной аварии, в сети появилась петиция «Не допустите Шавенковой-2». Она адресована Путину, Медведеву и еще восьмерым руководителям; там уже 15 тыс. подписей. На это никто бы не обратил внимания: общественное мнение — это голоса тех, кого не спрашивают. Если б не одно обстоятельство: России вернули губернаторские выборы. И уже 28 июля и.о. губернатора Прибайкалья Сергей Ерощенко написал в своем твиттере: «Полагаю разумным в этой ситуации сложение депутатских полномочий родственницей подозреваемой в совершении преступления».

В тот же день, 28-го, Ерощенко подал документы в облизбирком для участия в выборах. Выдвинутый «Единой Россией», он намерен 13 сентября выиграть губернаторские выборы. И, естественно, он не мог не потребовать прозрачного расследования резонансного ДТП. «Всестороннее расследование должно быть объективным, основанным на равенстве всех перед законом, — сказал Ерощенко. — Как высшее должностное лицо Иркутской области я не позволю оказывать давление на следствие по этому делу».

И лишь после этого, 29 июля, Есева подала заявление об отставке. Его рассмотрят на очередном заседании Думы Иркутска 24 сентября. Выборы губернатора, еще раз, — 13 сентября. Конечно, возможно и внеочередное заседание Думы.

Предвыборный это популизм или нет, но сам Ерощенко в схожей ситуации в отставку не подавал. Депутат областного Заксобрания Владимир Матиенко напомнил, как повел себя губернатор прошлой осенью, когда в коррупции обвинили зампредседателя регионального правительства, министра строительства и дорожного хозяйства Михаила Литвина и министра промышленности и лесного комплекса Кирилла Торопова. Торопова арестовали, Литвин скрылся за границей. «Оба чиновника были уволены только после значительной паузы и до сих пор без всяких объяснений со стороны губернатора», — отмечает депутат, полагая, что у губернатора нет морального права требовать от других того, чему не следует сам.

Двойные стандарты не новость. Как и неравенство перед законом. Из школьных учебников помним, из «Русской правды»:

«21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…»

И губернаторские выборы следовало вернуть хотя бы вот для этого, для попытки привести в чувство местные «элиты». Для напоминания, что отпрыскам бояр-«единороссов» позволено, конечно, все, любое средневековое скотство, но если жизненный полет «золотой молодежи» будет вызывать волнения в народе, теперь на это возмущение будут откликаться.

Ведь ныне в каждом городе и городке есть подобная история. В соседнем Красноярске, например, 31 июля передали в краевой суд дело 19-летнего студента медуниверситета Дмитрия Когана, летевшего год назад по центру Красноярска на красный и убившего на пешеходном переходе двух девушек. Дмитрий — из известной семьи врачей, его отец Аркадий Коган — главврач крупнейшей городской больницы, БСМП («тысячекоечной»). Райсуд дал Когану три года колонии, приговор обжалован: защита требует условного срока, прокуратура выступила за ужесточение наказания. Коган продолжает оставаться на свободе.

ДТП всегда, конечно, случайность, но можно ведь и настойчиво приближать ее — с таким-то стилем вождения, который практикуют «мажоры». Коган и Киселева в частности.

Прокуратура изъяла дело о ДТП на ул. Байкальской из производства полиции и передала его в СК. Киселева находится сейчас в одной из больниц города под конвоем. Врачи пока не разрешают ее допрашивать, но известно, что она в сознании, прооперирована, состояние ее стабильно, а в СК его называют удовлетворительным. Девушка удалила свои странички в соцсетях. Найден и дал первые показания полиции 19-летний спутник Киселевой, находившийся в момент ДТП рядом с ней.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow