СюжетыПолитика

Войной их не возьмешь

Почему никакая военная коалиция не поможет победить ИГИЛ

Этот материал вышел в номере № 83 от 5 августа 2015
Читать
Почему никакая военная коалиция не поможет победить ИГИЛ

Россия предлагает ведущим мировым державам основать новый военный союз против «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в нашей стране) — на этот раз при участии российских специалистов и армии Башара Асада. В то же время Барак Обама заявил, что отныне уже существующая международная коалиция под предводительством Америки (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Дания, Франция, Нидерланды, Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар) будет наносить авиаудары не только по ИГИЛ, но и по сирийским правительственным войскам, если они будут угрожать силам так называемой умеренной оппозиции. Какие цели преследуют США и Россия на этой войне и почему победа над исламистами по-прежнему неблизко, рассуждает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, доктор исторических наук Георгий МИРСКИЙ.

В нынешней ситуации мировым лидерам — и Обаме, и Путину, и Меркель, и Олланду — просто неприлично стоять в стороне. Ситуация зашла в абсолютный тупик, но всем надо делать вид, что мы видим из него выход, поэтому Сергей Лавров и выступает с идеей новой коалиции. Но эта идея мертворожденная. Россия продолжает поддерживать Башара Асада, потому что другого выбора уже нет, ведь если его свергнут, то, получается, мы четыре года валяли дурака, а потом нашего «друга» уничтожили. Когда Медведев был президентом, он запретил накладывать вето на резолюцию Совбеза ООН по Ливии, и вскоре после этого Муаммару Каддафи пришел конец. Тогда стали говорить, что Медведев сдал Каддафи. Путин не станет терпеть разговоров о том, что он сдал Асада.

Но военного решения этой проблемы не существует. На Ближнем Востоке самые разные шиитские и суннитские формирования воюют и с «Исламским государством», и друг с другом. Значительную часть иракской армии составляют сунниты, а ИГИЛ — суннитская организация, так что эта часть армии Ирака ненадежна. Что касается шиитской милиции, то она будет стоять до конца. Но они тоже известны своей жестокостью, и когда к суннитским населенным пунктам приближаются шиитские отряды, население в страхе бежит оттуда. Авиаудары ничего не меняют, а кто пошлет туда пехоту с танками? Не мы же пошлем в Сирию Таманскую дивизию. Ликвидировать лидеров исламистов бесполезно: убьют одного — будет другой. Израильская авиация год за годом одного за другим убивает лидеров ХАМАС: они едут по улице Газы, вылетает самолет, точно попадает по автомобилю, лидеры гибнут — и все они знают, что однажды их убьют. Но их боевики только начинают с новой силой воевать за ислам и за своего убитого вождя.

Решение Барака Обамы о том, что американская авиация будет наносить удары не только по ИГИЛ, но и по позициям сирийской армии, — это уступка турецкому президенту Эрдогану за то, что Турция в конце июля разрешила использовать свои авиабазы ВВС США и международной коалиции. Для самой Америки режим Асада сейчас неопасен: главной виной сирийского лидера перед Америкой было то, что он был основным региональным союзником Ирана, а сейчас отношения США с Ираном нормализуются, страны договорились о режиме снятия санкций. Я знаю многих американских политиков и журналистов, которые сейчас постоянно говорят, что надо помириться с сирийским президентом и вместе бороться с «Исламским государством». Но это не так просто, ведь главный враг Асада — турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, которому нужно заручиться поддержкой США.

Обама пошел ему навстречу, но на самом деле он будет бомбить и ИГИЛ, и правительственные войска вполсилы. Для Обамы в конце его президентского срока важно не войти в историю в роли убийцы детей. Ведь это то, чего хотят боевики: чтобы по всему миру по телевизору показывали окровавленные трупы женщин и детей, убитых американскими бомбами. Исламисты скрываются в жилых кварталах, и если сбросить на них по-настоящему мощную бомбу, погибнет много мирных жителей. Кроме того, Обаме важно, чтобы никто не мог сказать, что США возглавили шиитский фронт против суннитов, ведь все американские союзники сунниты.

Единственный способ справиться с «Исламским государством» — пресечь все поставки оружия и товаров, чтобы никто им не давал ни гроша. Раньше помогали многие: и турки, и сам Асад. Он же все время вел двойную игру, и для него главное было — бороться с умеренной оппозицией, пока в прошлом году ИГИЛ не показал себя во всей красе в Мосуле. Сейчас уже ни одно правительство им не помогает, но помимо правительств в исламском мире существуют духовные фонды, которые получают огромные деньги от государства и бизнеса, и они продолжают спонсировать всех, кто в их понимании борется за джихад.

Вторая надежда — что боевики сами наломают дров на подконтрольных территориях, перессорятся друг с другом, а лет через пять там вырастет поколение, которое уже не станет бояться их и терпеть. Но никакой войной «Исламское государство» не возьмешь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow