СюжетыКультура

Большой театр: кто в доме хозяин?

Что дала работа по исправлению посткризисной репутации

Этот материал вышел в номере № 83 от 5 августа 2015
Читать
Что дала работа по исправлению посткризисной репутации
Фото: Павел СМЕРТИН / ТАСС
Фото: Павел СМЕРТИН / ТАСС

Первый театр страны завершил 239-й сезон. Но не успела труппа разойтись на каникулы, выяснилось, что контракт с Сергеем Филиным, руководителем балета, который заканчивается в марте 2016-го, продлен не будет. Официально имя нового начальника обещано назвать в сентябре. Очевидно, театр лишь в поиске пути выхода из затяжного кризиса.

Реформа у служителей Терпсихоры еще впереди. Вероятно, ее реализацией в новой должности «директора балета» займется известный хорео­граф Вячеслав Самодуров, получивший возможность поставить «Ундину» Чайковского (единственную серьезную премьеру балета в грядущем сезоне).

Генеральный директор Большого Владимир Урин, один из самых компетентных театральных менеджеров страны, потратил массу сил и времени, чтобы в экстренном порядке вверенный ему коллектив обрел наконец творческого лидера. Найти достойную фигуру, желающую вступить в «авгиевы конюшни», где художественная жизнь застыла на отметке вечной мерзлоты, а скандалы криминального свойства сотрясают, будто десятибалльное землетрясение, — задача архисложная.

В результате многораундовых переговоров согласие работать в БТ дал Туган Сохиев. По его словам, на решение занять этот пост «повлияла личность сегодняшнего директора театра, который ясно понимает, как театр должен развиваться. Это было очень важное решение в моей жизни. Потенциал у театра огромный, есть все шансы, чтобы это получилось», — заметил Туган Теймуразович. Контракт рассчитан на четыре года и истекает 31 января 2018 года. Именно Сохиева более всего хотели видеть на вакантном посту, посему практически все его действия априори должны пользоваться поддержкой труппы. Однако прошедший сезон так и не дал ответа на вопрос: стал ли 37-летний маэстро лидером, реальным руководителем театра?

Вышло так, что, вступив в договорные отношения с театром в январе прошлого года, Сохиев появился первый раз перед публикой только в сентябре — представил концертное исполнение оперы Чайковского «Орлеанская дева». Премьера получилась эксклюзивная, сделанная на достойном европейском уровне, какого давно не наблюдалось в театре. Прекрасно звучали оркестр, хор, точно был подобран ансамбль солистов (как приглашенная звезда Анна Смирнова, так и штатные певцы труппы). После подобной презентации музыкального руководителя казалось: новая эпоха Большого театра началась.

Но привычная повседневность одержала верх. Туган Сохиев не поселился в театре — отправился по миру дальше. Его ждали ранее заключенные контракты. Прежде всего выступления с давно возглавляемым им Национальным оркестром Капитолия Тулузы. По сути, он лишь дистанционно присутствовал в театре, что не слишком продуктивно. И вернулся только несколько месяцев спустя, взяв на себя всего два названия репертуара — «Богему» Пуччини и «Травиату» Верди. Что не потребовало от него титанических усилий, так как эти оперы он вел в Мариинском театре.

Для справки: под крылом Валерия Гергиева юный уроженец Владикавказа, выпускник консерватории Северной столицы, начал профессиональный путь в классе легендарного Ильи Мусина, воспитавшего плеяду выдающихся дирижеров, а завершил учебу — у Юрия Темирканова. И к моменту прихода в Большой в его багаже уже накопился солидный афишный капитал, хотя соб­ственных премьер было немного.

Да и в Большом в этом году почти все премьеры прошли без участия музыкального руководителя. И не сделали комплимент театру. Постановка на Исторической сцене «Пиковой дамы» Чайковского в режиссуре Льва Додина (дирижер Михаил Юровский) обернулась провалом. Премьера на Новой сцене «Свадьбы Фигаро» Моцарта (режиссер Евгений Писарев, дирижер Уильям Лейси) превратилась в антимузыкальный «капустник». Это особенно жаль, так как предыдущая моцартовская работа Большого — «Так поступают все женщины» была блистательной. Пожалуй, лишь «Риголетто» Верди от канадского режиссера Роберта Карсена, правда, заимствованный у зарубежных коллег, оказался удачен на общем фоне.

Конечно, «чужие» спектакли — не прямая зона ответственности главного дирижера, но сказываются на имидже. И была надежда, что последняя оперная премьера сезона — «Кармен» Бизе, когда Туган Сохиев вновь встанет за дирижерский пульт, вернет вкус успеха. Но постановка не удалась. Спектакль оказался лишен художественной индивидуальности, страсти, без чего этот сюжет невозможен.

Не получилась и качественного музыкального исполнения «Кармен». Ударные и духовые (особенно валторны) предательски вольничали, не подчиняясь дирижеру. Да и солисты двух премьерных составов солидарно ловили фальшь. В итоге не нашлось ни одной работы, достойной этой суперпопулярной оперы ни по вокалу, ни по наличию артистического персоналите. Хотя приглашенных певцов было больше половины, но, к сожалению, совсем не читалась художественная воля молодого современного дирижера с хорошей международной репутацией.

Первый сезон Сохиева явно получился скомканным. В следующем планируется, что музыкальный руководитель чаще будет присутствовать в театре. Но премьеры у него опять лишь две. Это «Осуждение Фауста» Берлиоза в по­становке Петера Штайна и «Катерина Измайлова» Шостаковича. Опера, над которой будут трудиться Туган Сохиев с главным режиссером Вахтанговского театра Римасом Туминасом. Если первый спектакль, думается, может стать самым изысканным проектом за многие годы, то второй должен ответить на вопрос: способен ли Большой быть законодателем моды в постановке ключевых опер русского репертуара?

Основная проблема театра в том, что, объявляя к постановке то или иное название, он сильно завышает исполнительские возможности штатных солистов. А наладить бесперебойное, не разовое приглашение певцов со стороны, как это делают ведущие оперные дома мира, у него тоже не получается.

Притом что у оперной труппы планы стахановские. Детской аудитории расскажут «Байки о лисе, утенке и балде». Потом настанет черед «Иоланты» Чайковского (дирижер Владимир Федосеев, режиссер Сергей Женовач) и «Роделинды» Генделя — совместной работы с Английской национальной оперой. Кроме того, будет поставлена комическая опера Доницетти «Дон Паскуале» (силами преимущественно Молодежной оперной программы). Режиссер Тимофей Кулябин, тот самый, чья постановка оперы Вагнера «Тангейзер» привела Новосибирский театр на скамью подсудимых. И хотя дело закончилось оправданием, немотивированные кадровые решения все-таки последовали: был уволен один из лучших театральных директоров страны — Борис Мездрич.

Однако в Большом категорически настаивают, что пригласили Кулябина еще до его «сибириады». И рассчитывают исключительно на творческий резонанс его замысла без судебных последствий. Постыдное развлечение некоторых наших неудовлетворенных граждан судиться с непонравившимися спектаклями — позор для национальной культуры, который, похоже, становится модой.

Понятно, если что, функцию «громоотвода» возьмет на себя не Туган Сохиев, в поведении которого до сих пор ощущается гостевой стиль работы, а гендиректор — Владимир Урин, на все сто погруженный в жизнь театра и умеющий держать удар. Сегодня для театра, еще не оправившегося от скандально-кислотных потрясений, нужнее сильная менеджерская рука, нежели европеизированное творческое начало.

Мария БАБАЛОВА — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow