Сюжеты

Кому нужны эти «Мистрали»

Контракт разорван — потому что война не прервана

Фото: «Новая газета»

Политика

Юрий Сафроновсобкор в Париже

Контракт разорван — потому что война не прервана


Российские моряки покидают порт Сен-Назар, декабрь 2014 года. Фото: AFP

«Мистрали» сходят с информационной волны. Елисейский дворец доложил, что 5 августа 2015 года, после полудня, президент Франции позвонил президенту России и сообщил о том, что контракт закрыт. России выплатили «полную компенсацию» и скоро вернут установленное оборудование, а Франция получит корабли в свое распоряжение. «Президент республики и господин В. Путин поздравили друг друга с тем, что переговоры были проведены в обстановке открытого и дружеского партнерства», — сообщила пресс-служба Франсуа Олланда.

Таким образом, можно поздравить не только Путина и Олланда, но и всех, кому эта история давно надоела.

Хотя еще придется услышать комментарии лоббистов с обеих сторон — в диапазоне от «слава богу, кому нужны были эти корыта» до «черт возьми, какой позор для Франции», которая «потеряла репутацию надежного партнера» и «пошла на поводу у Америки».

Заявления о «корытах» можно оспорить: у российского флота сейчас нет десантных «корыт» такого класса и вопрос, можно ли будет построить что-то подобное в России, остается без вразумительного ответа.

Нельзя утверждать и то, что «Америка» повлияла на принятие этого решения: во-первых, она не могла на него повлиять без желания руководства Франции, во-вторых, разорвать контракт требовали почти все ее главные партнеры — начиная с Германии и заканчивая Японией.

Но так как в Кремле, судя по всему, убеждены в том, что Америка может влиять на всё и на всех (конечно, кроме самих обитателей Кремля), то вопрос поставки «Мистралей» приобрел исключительное значение. Это было понятно и по заявлениям из Москвы, и по высказываниям российских «агентов влияния» в Париже.

Было принципиально важно не допустить, чтобы «мировой жандарм» «однополярного мира» поставил подножку поднимающейся с колен России — к тому же в таком неординарном вопросе, как поставка военных кораблей из-за границы. Да еще из страны НАТО.

Читайте также:

Франция перевела России деньги за «Мистрали»

Еще одна пикантная деталь: поставка «Мистралей» была «символом дружбы» между Францией и Россией. Символом, который закреплял «миротворческую миссию» президента Саркози после пятидневной войны в Грузии. И де-факто легитимизировал эту войну. А заодно открывал новый этап в истории российско-французского сотрудничества, в ходе которого спорная истина «деньги не пахнут» стала чуть ли не мантрой.

Потом, правда, гибкий Саркози проиграл выборы, а с «мягкотелым» Олландом стало труднее договориться.

Потому что Олланд не готов на все ради денег.

Как выяснилось вчера, этот принцип сработал и с «Мистралями» — которые российскому руководству важно было заполучить еще и потому, что французские власти впервые заговорили о возможном разрыве контракта после начала украинской «кампании».

18 марта 2014 года, в день «присоединения» Крыма, министр иностранных дел Лоран Фабиус заявил, что Франция «рассматривает возможность» разрыва контракта. Его заявление не было подтверждено ни Олландом, ни премьер-министром Эро (он, к слову, долгие годы руководил регионом, в котором находятся верфи), ни министром обороны Ле Дрианом. В начале июня Олланд позвал Путина и Порошенко на празднование 70-летия высадки союзников — с этого началась история «нормандского формата». В Нормандии Олланд и примкнувшая к нему Меркель попытались срочно остановить войну, которая разгоралась в Европе. Попытка не удалась.

После трагедии малайзийского «Боинга» давление на Францию возросло — требования разорвать контракт посыпались со всех сторон. Потом было августовское обострение войны, когда российские десантники внезапно, большими силами, «ушли в отпуск» на Донбасс. 3 сентября 2014 года, после заседания французского Совета обороны, Олланд заявил, что «из-за тяжелейшей ситуации на Украине» условия для того, чтобы Франция могла передать России первый вертолетоносец, «не сложились».

4 и 5 сентября Олланд должен был присутствовать на саммите НАТО, а так как ему неизбежно пришлось бы отвечать на вопрос, почему он поставляет боевые корабли агрессору, он просто снял с себя этот груз.

Тем более что ноша свалилась на него по воле Саркози, а сам Олланд до последнего пытался ее тащить — хотя бы ради того, чтобы не пострадала французская экономика.

После 3 сентября 2014 года поставка кораблей — как и отмена санкций — стала делом принципа не только для заказчика, но и для поставщика. Одним нужны были корабли, другим — мир в Европе. «Америке», судя по многочисленным заявлениям российских официальных деятелей, не нужно было ни то, ни другое.

По их логике теперь выходит, что «Америка» добилась своего.

На Украине нет мира, в России не будет «Мистралей».

Москва до последнего пыталась не «сдать американцам» эту принципиальную сделку — иначе трудно объяснить активность «российского пула» во Франции 31 июля, когда Олланд заявил, что примет окончательное решение «в течение нескольких недель».

В этот же день с открытым письмом к Олланду обратился вице-президент получающего российскую помощь «Нацфронта» Флориан Филиппо. «Непоставка «Мистралей» — историческая ошибка Олланда, который поддался давлению Вашингтона», — заявил Филиппо. Вашингтон, по его мнению, «при соучастии Франции» «ведет против России холодную войну».

С похожим письмом в тот же день к президенту обратилась и Надин Морано — приближенная Саркози, в июле сколотившая в Европарламенте группу «За новый диалог с Россией» (осенью эта группа собирается в Крым). «Во имя уважения подписи Франции я требую от Франсуа Олланда поставить «Мистрали» в Россию и установить диалог с Россией», — написала госпожа Морано. И обвинила Олланда в том, что он является чуть ли не главным виновником войны на Украине: «Вместо того чтобы вдохновиться действиями Николя Саркози в ходе грузинского кризиса 2008 года, Франсуа Олланд, поздноНепонятно, какую из встреч Олланда с Путиным госпожа Морано считает поздней. Остальное — без комментариев. встретившись с Владимиром Путиным, позволил обостриться украинскому кризису».

Ну и конечно, не мог промолчать сопредседатель (совместно с Владимиром Якуниным) организации «Франко-российский диалог», давний и бескорыстный сторонник российской власти господин Тьерри Мариани (вы его можете помнить по недавнему визиту в КрымЮ. С.).

Депутат, на пару с еще одним «другом России» (по имени Николя Дюпон-Эньян), написал передовицу для сайта Atlantico.

Заголовок — «Вопрос чести: почему обязательно нужно поставить «Мистрали» России».

«Это решение, — утверждают депутаты, — покажет миру, остается ли Франция великой страной». И заявляют, что Олланду, «возможно, придется объяснить французам, почему похожие корабли, названные точно так же — «Севастополь» и «Владивосток», — выйдут с российских верфей благодаря нам, но мы не получим от этого ни малейшей экономической выгоды».

Кроются ли за этим заявлением какие-нибудь тайны разведки, которая успела все скопировать, пока российские моряки тренировались на «Владивостоке», мы, возможно, когда-нибудь узнаем.

Читайте также:

Источник: в России разработали проект аналога «Мистралей»

«В  Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — заявила пресс-служба Кремля.

Остается добавить: «Аминь!» — и с грустью вспомнить о том, что «Владивосток» уже был освящен по православному обряду, а теперь перейдет в чужие руки.

13 ноября 2013 года «после приветственных речей российских и французских чиновников клирик Корсунской епархии, настоятель ниццкого Никольского собора протоиерей Николай Озолин совершил чин освящения нового российского судна».  Но какие-то высшие силы распорядились иначе: судно так и не стало российским.

Сваливать вину на вашингтонский обком несправедливо, а значит, и не по-христиански.

Утром в четверг французский министр обороны Ле Дриан объяснил решение отказаться от поставки «Мистралей» в Россию тем, что конфликт в Украине продолжается.

А Франция не хочет «добавлять новые риски к существующей угрозе».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera