Сюжеты

Лукашенко даст прикурить?

Зачем белорусские контрабандные сигареты переправляют в ЕС через Украину и при чем тут «Правый сектор»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 86 от 12 августа 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Ирина ХалипСоб. корр. по Белоруссии

Зачем белорусские контрабандные сигареты переправляют в ЕС через Украину и при чем тут «Правый сектор»

В минувшие выходные две находки украинских пограничников оказались очень символичными.

На украинско-румынской границе, в пункте пропуска «Порубное», пограничники Черновицкого отряда заподозрили грузовой автомобиль «Рено» с прицепом в перемещении контрабандных грузов. После досмотра в конструктивных полостях автомобиля обнаружили 22 с половиной тысячи пачек сигарет разных марок, в том числе белорусских, на сумму 300 тысяч гривен (почти 15 тысяч долларов). На выезд с Украины грузовой автомобиль «Рено» с прицепом украинской регистрации под управлением гражданина Украины прибыл вчера днем.

В то же самое время пограничники Житомирского отряда обратили внимание на грузовик «МАН», въезжающий на Украину из Беларуси через пункт пропуска «Выступовичи»: пломба на кузове машины была повреждена. В результате углубленного осмотра среди коробок с керамической плиткой обнаружили 10 тысяч пачек сигарет белорусской марки NZ на сумму 100 тысяч гривен.

А символично то, что в одно время на украинских границах была изображена типичная траектория белорусских контрабандных сигарет: через Украину — в Евросоюз.

Еще в июле, после вооруженного столкновения в Мукачеве «Правого сектора» (организация запрещена на территории России) и окружения депутата Верховной рады Михаила Ланьо, тогдашний губернатор Луганской области Геннадий Москаль говорил, что стрельба стала следствием борьбы за «зеленый коридор», через который белорусские сигареты везут контрабандой в страны Европейского союза. Москаль оценивал масштабы контрабанды не в миллионах, а в миллиардах долларов. И борьба за право контролировать потоки контрабанды привела к вооруженному конфликту с десятком раненых, нивелировавшему, по мнению Москаля, все усилия Украины по введению безвизового режима с ЕС.

По информации Геннадия Москаля, в Донецке возобновили работу табачные фабрики, которые раньше «крышевались» Захарченко и Чеботаревым. Но основная масса сигарет в объеме украинской контрабанды — все-таки белорусского производства. На Украину они попадают через «окна» в Черниговской, Волынской, Ровенской областях. Затем  уходят в Румынию, Словакию, Венгрию и Польшу через Закарпатскую область. Перевозят по-разному: малой авиацией, дельтапланами, беспилотниками, грузовиками с древесиной, иногда даже вплавь — в тех местах, где граница проходит по реке.

15 июля Геннадий Москаль был назначен главой Закарпатской областной администрации и сразу выставил на всех перевалах, ведущих в область, дополнительные посты из сотрудников таможни, пограничной службы, МВД, СБУ и фискальной службы для усиления борьбы с контрабандой. Москаль обязал всех силовиков, работающих на этих постах, не допускать ввоз в Украину крупных партий табачных изделий.

23 июля депутат Верховной рады Игорь Гузь сообщил в своем аккаунте в Facebook: «На территории Беларуси, вблизи украинского погранично-пропускного пункта «Доманово», стоит 38 фур с контрабандными сигаретами. Арифметика следующая: 38 умножить на $30 тысяч = $1 140 000. По неофициальной информации, к этому делу имеет прямое отношение Роман Микитюк, экс-регионал и претендент на должность начальника Волынской таможни. Его протеже, и.о. руководителя таможни Дмитрий Якобчук, в тяжелых раздумьях, как дать движение делу: «Дорогие журналисты, интересная тема для расследования. Уже сегодня лично обратился по этому поводу к главе СБУ Василию Грицаку».

Депутат также опубликовал в своем аккаунте письмо заместителя начальника отдела по борьбе с организованной преступностью Управления СБУ по Волынской области начальнику Волынской таможни, в котором идет речь о большом скоплении грузовых автомобилей на территории Беларуси у украинской границы:

«На границе со Словакией пограничники Чопского отряда обнаружили четырех граждан Грузии, которые пытались пройти в Евросоюз. Все были задержаны и доставлены в пункт содержания нелегальных мигрантов. Кроме того, в поезде, который провозил в Словакию пелеты (древесное сырье для отопления), обнаружены 300 ящиков сигарет без акцизных марок. Все сигареты — белорусского производства (Гродненская табачная фабрика «Неман»), а именно: «Фест», «Минск» и «NZ». Выявление сигарет свидетельствует о недостаточном контроле на украинско-белорусской границе».

Письмо датировано 2 июля, еще до перестрелки в Мукачеве и смены губернатора. Ничего удивительного: контрабанда белорусских сигарет через Украину активизировалась еще 4 года назад. После обвала белорусского рубля в 2011 году (белорусская валюта подешевела в три раза по отношению к доллару) наступило время, когда товары еще не успели подорожать в соответствии с курсом. И белорусские сигареты «подешевели» вместе с рублем. Тогда в Беларуси начался табачный дефицит, зато сигареты производства Гродненской табачной фабрики в изобилии продавались на Украине. А затем стали активно переправляться с Украины в ЕС, где розничная стоимость пачки сигарет в два, а то и в четыре раза (это зависит от региона Европы) дороже, чем в Беларуси. И речь идет вовсе не о местном «Фесте». Гродненская табачная фабрика на контрактной основе выпускает все основные марки British American Tobacco. И если есть возможность купить контрабандную пачку «Винстона» за доллар, зачем платить за нее все 4 доллара?

Конечно, путь в ЕС через Украину кажется странным: зачем переправлять контрабандный табак через третью страну, если Беларусь и сама граничит с тремя государствами Евросоюза — Польшей, Литвой и Латвией? Ничего странного. Контрабанду в Литву, Латвию и Польшу никто не отменял. В прошлом году, по данным Государственного пограничного комитета Беларуси, в автомобильных тайниках на белорусско-украинской границе было выявлено чуть более миллиона контрабандных сигарет, зато на границе с Латвией — 19 миллионов, на границе с Литвой — 45 миллионов, на польской границе — 21 миллион белорусских сигарет. Но это не значит, что на Украину мало везут. Это значит, что Геннадий Москаль прав, и окна на белорусско-украинской границе давно уже работают без сбоев.

Кроме того, у всякой контрабанды есть политическая составляющая. В 2011 году после государственной расправы над участниками мирной демонстрации и кандидатами в президенты Беларусь подверглась жестким политическим санкциям и в очередной раз стала государством-изгоем. В то же самое время, в 2011 году, Украина и Европейский союз согласовали окончательный текст договора об ассоциации Украины с ЕС, откуда, казалось, до вступления в шенген рукой подать. Конечно, все оказалось не так, как снилось и мнилось 4 года назад — и с Беларусью, и с Украиной, — но в Европе действительно Украину стали воспринимать как давшего телеграмму о приезде родственника. А грузовичок родственника на таможне уже вовсе не так «трясут», как фургон какого-нибудь подозрительного белоруса.

Таким образом, сделать крюк через Украину — пусть дольше, зато проще и безопаснее. Тем более что именно там каналы доставки белорусской табачной контрабанды работают как часы. Правда, иногда со сбоями. В конце марта под Луцком разбился самолет Ан-2, перевозивший белорусские сигареты в Польшу. Самолет потерял высоту и упал на дорогу в селе Проминь, его пилот погиб.

При расследовании падения самолета оказалось, что он взлетал с «самодельной» взлетно-посадочной полосы прямо в поле недалеко от села. И взлетал не первый раз: местные жители много раз слышали гул самолета в поле и знали, что на нем возят контрабандные сигареты. Раньше это был сельскохозяйственный «кукурузник», который сбрасывал удобрения на поля. А потом начал возить контрабанду. За 2 года до того словацкие таможенники сообщили украинским, что обнаружили подземный тоннель, по которому с Украины в Словакию переносили контрабандные сигареты. Подозреваю, что такой тоннель — не один. Как и «кукурузник».

Емкость табачного рынка Беларуси составляет 16 миллиардов сигарет. При этом в стране производится около 30 миллиардов ежегодно. 23 миллиарда производит Гродненская табачная фабрика «Неман», еще 7 миллиардов — частная компания «Табак-инвест». За первые 6 месяцев 2015 года на экспорт ушли 2 миллиарда сигарет. По прогнозам, столько же будет экспортировано во втором полугодии. В «неучтенке» остаются 10 миллиардов сигарет. Это и есть «контрабандная емкость».

И еще. Гродненская табачная фабрика является полностью государственным предприятием. «Табак-инвест» принадлежит одному из главных «кошельков» Лукашенко — Павлу Топузидису. И вряд ли эти собственники позволили бы своим предприятиям втайне производить и сбывать левый товар. Так что это проблема не частных грузовичков и падающих «кукурузников», а большой и гнусной государственной контрабанды. Учитывая, что на белорусском табачном рынке игроков всего двое, ни одна «Беломорина» не уйдет не замеченной на Украину.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera