СюжетыПолитика

Кто остановит Трампа?

Эксцентричный миллиардер Дональд Трамп лидирует в дебатах республиканской партии и может стать кандидатом на пост президента США. Благодаря ему брань уже стала фирменным знаком нынешней предвыборной кампании.

Этот материал вышел в номере № 87 от 14 августа 2015
Читать
Эксцентричный миллиардер Дональд Трамп лидирует в дебатах республиканской партии и может стать кандидатом на пост президента США. Благодаря ему брань уже стала фирменным знаком нынешней предвыборной кампании
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Первые телевизионные дебаты республиканских кандидатов в президенты, состоявшиеся 6 августа в Кливленде (штат Огайо), должны были «открыть глаза» избирателям на Дональда Трампа. Руководители GOP — Grand Old Party — «великой старой партии», как называют республиканцев с 1876 года, были уверены в том, что другие кандидаты — более компетентные в вопросах внутренней и внешней политики — не оставят «выскочке в большой политике» миллиардеру Трампу ни одного шанса выглядеть в полемике убедительным.

Получилось наоборот. Трамп увеличил свое лидерство, несмотря на новые скандальные заявления. Согласно опросу телекомпании NBC, у него 23% поддержки — на 1 пункт больше, чем до дебатов. Ближайший преследователь — сенатор из Техаса Тед Круз набирает 13%, бывший нейрохирург Бен Карсон — 11%. Экс-глава Hewlett-Packard Карли Фиорина делит четвертое место с сенатором из Флориды Марко Рубио, у них по 8%. Любопытно, что Фиорина — единственная женщина-кандидат в лагере республиканцев — до дебатов имела рейтинг всего 2%, ее не допустили до основной дискуссии в вечерний прайм-тайм телеканала Fox News.

Однако она настолько запомнилась зрителям-избирателям на так называемых «вторичных» теледебатах, в которых участвовали рейтинговые аутсайдеры, что поднялась в опросах сразу на 6 пунктов.

Прорыв был осуществлен за счет Хиллари Клинтон — пока безусловном фаворите среди демократов. Фиорина дала ей заочный бой, выступив с самой непримиримой критикой в адрес бывшей первой леди, экс-сенатора и экс-госсекретаря. Неудачниками теледебатов можно назвать Джеба Буша и Скотта Уокера, они делят пятое место с 7% поддержки, каждый откатился на 3 пункта. По другим опросам — бывший губернатор Флориды, сын 41-го президента и брат 43-го, потерял еще больше, хотя смотрелся достаточно солидно, спокойно, то есть компетентно, но… скучновато. Впрочем, он по-прежнему остается в числе фаворитов.

В век твиттера и круглосуточных теленовостей оказалось, что массам американцев импонирует скандальный стиль миллиардера — строительного магната Трампа. Сначала Трамп оскорбил иммигрантов: «Они привозят в страну наркотики. Они привозят преступность. Они насильники. А некоторые из них — я допускаю — приличные люди». Это ему еще отзовется на поздней стадии предвыборных баталий, уверены политологи. Затем усомнился в героизме сенатора Джона Маккейна, попавшего в плен во время вьетнамской войны: он «стал героем лишь потому, что попал в плен». В ответ на это друг Маккейна сенатор Линдси Грэм обозвал Трампа «ослом». Своего соперника на выборах сенатора Грэма Трамп назвал, в свою очередь, «идиотом» и публично продиктовал на митинге номер его мобильного телефона. В ответ сенатор сжег мобильник, снял это на видео и разместил на своем сайте. «Трамп настолько непредсказуем, что почти освежает. И, думаю, поэтому его ставки подскочили так высоко среди однопартийцев», — так считает аналитик Скотт Фолкнер.

Скандал как метод избирательной кампании

Брань становится фирменным брендом этих выборов. Сенатор Круз назвал лидера большинства в верхней палате Митча Макконнелла «лжецом». Конечно же, достается и самому Трампу. Спонсор кампании Скотта Уокера, предприниматель Грегори Слэйтер обозвал Трампа «двойным тупицей», а еще один кандидат, Рик Перри, экс-губернатор Техаса, назвал предвыборную кампанию Дональда Трампа «карнавальным лаем и токсичной смесью демагогии, бессмысленности и усредненности». Ответ Трампа не заставил себя ждать: «На прошлых выборах Перри был любезен и просил у меня денег и поддержки. Вот лицемер!» Кстати, Перри может стать первым кандидатом, сошедшим с дистанции. В американской прессе появились сообщения, что ему нечем платить сотрудникам избирательного штаба, кончились спонсорские взносы.

Вместо того чтобы обсуждать программы кандидатов: что они думают о внешнем долге, о налоговом кодексе, о здравоохранении, развитии системы образования, — американская пресса смакует, как республиканцы обзывают друг друга. Все это, отмечают аналитики, с подачи Дональда Трампа. Руководство республиканцев пыталось его приструнить, на это тот ответил, что может вообще выйти на выборы кандидатом от третьей партии. «Мои успехи доказывают, американцам надоело вашингтонское политиканство, я представляю некое нарождающееся движение, — заявил Трамп. — Что-то происходит. Молчаливому большинство надоело, что им помыкают, что его ни во что не ставят и что им управляют глупые люди».

Потеря этических норм в среде политиков обеспокоила президента Обаму настолько, что он говорил об этом в далекой Аддис-Абебе на пресс-конференции.

«Американцы заслуживают большего, — сказал Обама, — и президентские дебаты заслуживают лучшего. Через 18 месяцев я сдам ключи от Белого дома, и я хочу передать их тому, кто серьезно относится к проблемам, стоящим перед страной и перед миром». Обама заговорил о Трампе, хотя ранее он игнорировал вопросы о нем, видимо, не желая добавлять популярности. Президент осудил нападки миллиардера на своего бывшего соперника в 2008-м Джона Маккейна. Досталось от Обамы и другим кандидатам в президенты — Майку Хакаби, заявившему, что соглашением с Ираном Обама ведет Израиль прямо к дверям печей нового Холокоста, и сенатору Теду Крузу, объявившему, что соглашение, предусматривающее разморозку банковских счетов Ирана в 100 миллиардов долларов, делает администрацию Обамы «крупнейшим банкиром терроризма, направленного против США».

«Это было бы смешно, если бы не было печально», — так Обама комментирует слова Хакаби про печь. Про Круза президент США говорит: «Действующий сенатор, выдвинувшийся в президенты, утверждает, что я главный государственный спонсор терроризма. Это возмутительные нападки, выходящие за границы политических приличий».

Женский вопрос Дональда Трампа

Опрос, проведенный среди сторонников республиканской партии, показал, что большинство — 22% — отдает победу в первых теледебатах Фиорине, хотя, повторю, ее не было на одной сцене с главными претендентами на республиканскую номинацию-2016. 18% убеждены, что лучше всех выступил Дональд Трамп. Одновременно 29% опрошенных сказали, что он был худшим. В очередной раз подтвердилось то, как поляризовал республиканцев этот кандидат. Среди тех, кто «против», много женщин-избирательниц. Трамп вызвал новые споры, после того как подверг критике ведущую телеканала Fox News, задавшую ему вопрос о пренебрежительных высказываниях о женщинах, которые он допускал в последние годы. На следующий день после дебатов Трамп заявил: «Можно было видеть, как ее глаза налились кровью. Кровь выходила у нее отовсюду».

Многие восприняли это высказывание как намек на менструальный цикл Меган Келли. Трамп заявил, что только ненормальному могут прийти в голову такие мысли. По его словам, он имел в виду кровотечение из носа ведущей.

Однако Карли Фиорина заявила, что женщины «пришли в ужас» от высказывания Трампа. Хиллари Клинтон назвала слова Трампа «оскорбительными» и «возмутительными».

Отвечая критикам, миллиардер заявил, что в случае избрания будет надежным защитником прав женщин. Состоящий в третьем браке, Трамп заявил, что принимал на работу в свои компании тысячи женщин, и назвал их «потрясающими руководителями». «Я приношу извинения, когда я не прав, но я не был не прав, — сказал Трамп в одном из интервью после дебатов. — Мое лидерство выражается двузначными числами, поэтому, возможно, мне не следует меняться».

Трамп — единственный из 17 кандидатов-республиканцев, заявивший, что если он не получит поддержки от своей партии, то готов выдвинуться в качестве независимого кандидата в президенты. Никому из коллег-партийцев своей поддержки на выборах Трамп не обещал. Согласно данным опроса NBC, 54% его сторонников заявили, что проголосуют за Трампа, даже если он не получит официальной номинации республиканцев и выдвинется вопреки воле руководства партии.

И о России

О России в ходе первых теледебатов говорили совсем немного, что слегка удивило. Все-таки после Крыма американские политики, начиная с президента, стабильно называют Россию в тройке главных угроз, стоящих перед Америкой. Но в очередной раз подтвердилось, что американскую политэлиту, прессу и избирателей Иран интересует гораздо больше. Недавнюю ядерную сделку с Тегераном дружно осудили все республиканские кандидаты.

Редкий консенсус — в отрицательном отношении к российскому лидеру едины, пожалуй, вообще все кандидаты: и демократы, и республиканцы.

Поэтому интриги в этом вопросе на дебатах не было никакой. Первый вопрос о России был адресован Трампу. Его спросили, будь он президентом, как бы он отреагировал на поездку в Москву (в нарушение санкций Совбеза ООН) иранского генерала Сулеймани, которого подозревают в причастности к смерти сотен американских солдат в Ираке и Афганистане. Трамп от прямого ответа ушел, однако раскритиковал внешнюю политику Обамы: «Я бы назвал его некомпетентным, но это будет грубо».

Про Россию говорил Тед Круз, который обвинил Москву и Пекин в ведении кибервойны против Америки. Заодно отметив, что внешняя политика у Обамы и Хиллари Клинтон — общая, провальная, приведет страну к катастрофе.

Губернатор Висконсина Скотт Уокер сказал, что США должны послать оружие Украине, отправить войска НАТО на восточные рубежи альянса, то есть к российским границам. Уокер обещает расположить элементы американской ПРО в Польше и Чехии.

Экс-хирург Бен Карсон (единственный кандидат-афроамериканец) назвал Украину примером того, как Америка не выполняет свои обещания перед друзьями. Речь идет о Будапештском меморандуме.

В общем, здесь новостей не было. Но позиция Трампа по России все же особая. Миллиардер в интервью заявляет избирателям: я знаю, как договориться с Путиным, Путин меня услышит. Корреспондент CNN спросил Трампа про Крым и услышал в ответ: это — «больше проблема Европы, чем наша». «Европейцы меньше жалуются по этому поводу, чем мы. Но просят нашей помощи, а сами ее не предоставляют. Они ведь получают от России газ и нефть», — отметил Трамп. — Почему Германия не станет здесь лидером? Почему всё должны делать США, почему мы выступаем в роли мирового полисмена?»

Получается, что Трамп сегодня — единственная надежда Кремля договориться с Америкой как-то «неформально».

Как отметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» публицист Андрей Пионтковский, «нашим знатокам американской политической жизни осталось только схватиться за этого клоуна Трампа, который заявил, что он и с Путиным найдет общий язык».

Пионтковский усматривает сходство между Трампом и теми, кого Москва политически и финансово поддерживает в Европе: «Проект «Трамп» — это типичный по своему интеллектуальному, политическому профилю проект деятеля вроде тех, которых обожает Москва в Европе. Она собирает всех таких маргиналов по всей Европе, это достаточно большая компания. Я даже не удивлюсь, если им заинтересуются в Москве. Но они настолько оторваны от американской политической культуры, что не понимают, что у Трампа нет никаких шансов, он никуда не будет допущен внешнеполитическим истеблишментом».

Большинство американских экспертов тоже были уверены, что главный бузотёр нынешних выборов Дональд Трамп не сможет сохранить свою популярность, когда избиратель начнет всерьез думать о выборе-2016. После первых теледебатов уверенности поубавилось. «Кто остановит Трампа?» — спрашивают политологи. И отвечают: пожалуй, только он сам. Например, после того как сообщит Америке, какова его программа действий. До сих пор ее содержательные, конкретные детали неизвестны. Трамп берет только напором, скандалом и критикой. Пока этого хватает, особенно на фоне аморфности остальных кандидатов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow