СюжетыКультура

Возбнув от мглы нечистых

Очередной эпатажный перформанс борцов за веру православную закончился актом вандализма и оскорблением памяти ветерана Великой Отечественной

Этот материал вышел в номере № 88 от 17 августа 2015
Читать
Очередной эпатажный перформанс борцов за веру православную закончился актом вандализма и оскорблением памяти ветерана Великой Отечественной
Администрация выставочного зала «Манеж» извинилась за православных фанатиков. Фото: РИА Новости
Администрация выставочного зала «Манеж» извинилась за православных фанатиков. Фото: РИА Новости

В минувшую пятницу православные активисты из движения «Божья воля» под водительством Дмитрия Цорионова (партийно-блогерская кличка Энтео, не нуждающаяся в расшифровке всем любителям «расширить сознание») в самом центре Москвы устроили погром на выставке «Скульптуры, которых мы не видели» в ЦВЗ «Манеж».

Жертвою пали четыре произведения покойного художника Вадима Сидура, прошедшего войну классика неофициального искусства, мемориальный музей которого уже несколько десятилетий работает в Новогиреево на бюджетные деньги. Впрочем, знакомство с путеводителями по центрам культурной жизни столицы может лишь расширить территорию православного вандализма.

…«Это не экспонат, это богохульство», — кричал, размахивая линогравюрой Сидура, боговдохновленный Энтео. «А мне плевать, что это искусство. Это мое личное оскорбление», — кружилась вокруг бесноватая дама в желтом с цыганской косой до скудной попы. Попытки остановить дикарей дисциплинированной охраной только добавляли адреналина.

Воистину, религия — опиум для народа. Только Цорионов — не народ, а его «Божья воля» — не православие, а наркотик для малых сих.

Выставка «Скульптуры, которых мы не видели», открывшаяся в центральном выставочном зале «Манеж» одновременно и бок о бок с Московским фестивалем варенья, должна была означать преемственность традиций через актуальность взгляда. Скульпторы 50—60-х (Владимир Лемпорт, Вадим Сидур, Николай Силис, они же — группа «ЛеСС») посредством андеграунда 70—80-х (Борис Орлов, Анатолий Слепышев, Д.А. Пригов) встречаются с авторами объектов нового поколения (Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол) — и все работают с пространством, объемом, пластической выразительностью. Дизайн экспозиции подчеркивает подсветкой и архитектурными решениями значение формы и ее способность красноречиво выражать иногда скрытое содержание. Тут нужно всматриваться и вчувствоваться — как варенье следует попробовать, прежде чем скупить десяток патриотических засахарившихся банок.

Работы разных лет художников различных поколений были раскиданы по гигантскому стадиону Манежа сообразно тематическим циклам: «Любовь», «Память», «Чувство». Начиналось все с секции «Боль».

С нее и начали вандалы Энтео. Слава богу, тут и завершив свой крестовый поход. На глаза попались работы Вадима Сидура. Его червеобразные, похожие на вывороченные кишки скульптуры — застывшие крики боли, воплощенная в металле невозможность поэзии после Аушвица. Его гравюры — иллюстрации к самым трагедийным эпизодам Евангелия, где измученная плоть Сына Божьего вопиёт о человеческой природе Христа, неотменимой и страдающей. Какими «энтеодизиаками» нужно залить себе глаза и остатки мозгов, чтобы увидеть тут богохульство?

Ну конечно, ищите — да обрящете… И всюду будут вам привидения диавольские — «яко да возбнув от мглы их». Только наперед следует навек запереть «скверная и нечистая уста», как молил святой Василий Великий. И сховать блудливые ручонки, крушащие принадлежащие государству артефакты на экспозиции в центральном выставочном зале столицы.

Федор Ромер, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow