СюжетыКультура

«Дело надо делать!»

Олегу Табакову — 80 лет

...Год назад, перед первым выпуском студентов любимого своего детища — Московского театрального колледжа Олега Табакова — Олег Павлович дал интервью «Новой». Кредо колледжа (да и куда шире: свой творческий метод, кредо, а то и рыцарский девиз) он тогда определил предельно просто: «В пьесе Чехова «Дядя Ваня» есть такой отрицательный персонаж – в социалистическом прошлом он считался отрицательным – профессор Серебряков. И уходя из этого очаровательного пейзанского места, он говорит: «Дело надо делать, господа! Дело надо делать…» Вот и все».
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Олег Табаков: «Когда театральная школа создавалась снизу?»

17 августа 2015 года Олегу Павловичу Табакову исполнилось 80 лет. Великий русский актер, блестящий театральный педагог, легендарный театральный директор — в эти восемьдесят лет он вместил множество жизней: от экранной жизни розовского мальчика, рубившего отцовской саблей «мещанскую мебель» в черно-белом «оттепельном» артхаузе, через сценические жизни Адуева-младшего и Адуева-старшего, Братца Лаймона и Нильса Бора, Мольера и Фамусова, Меера Вольфа в «Матросской Тишине» и Талейрана, купца Прибыткова и доктора Дорна, Плюшкина и седого лондонского ювелира, рыцарски влюбленного в свою королеву, через экранные жизни Николая Ростова и Ильи Ильича Обломова, Шелленберга и кота Матроскина… жизнь самого юного из шести отцов-основателей «Современника» в 1957-м, жизнь директора этого блестящего и опального театра, жизнь создателя «Табакерки» в бывшем угольном подвале на Чистых прудах, жизнь воспитателя целой плеяды блестящих актеров, жизнь ректора Школы-студии МХАТ… И — с 2000 года — жизнь художественного руководителя Московского Художественного театра.

Для ныне живущих поколений зрителей — Табаков был всегда. Только сейчас в их сознании начинает складываться единство этого огромного пестрого пасьянса. Главная и сквозная роль Олега Павловича. Основная его, кажется, функция: перестоять все корчи и судороги московского времени в XX и XXI веке. Перестоять, никуда не уходя от черты рампы. Действуя во всех временах. Неустанно — показывая Москве приличного человека.

Табаков конца XX века и наших дней — особая роль. «Когда все посыпалось», когда ошарашенный и обнищавший зритель ушел из театров на мелкооптовые рынки и прочие стогна свободной России, когда сама идея «милость к падшим призывать» казалась пустым звуком… в лучшем случае — звуком безнадежно лопнувшей струны… в конце 1990-х — Табаков сыграл у Камы Гинкаса в спектакле «Комната смеха» (по пьесе Олега Богаева) ошалевшего от новых времен, полусумасшедшего от нищеты и одиночества, замкнутого в железную клетку скудного советского опыта пенсионера Ваньку Жукова. Того самого чеховского Ваньку, под старость лет брошенного на произвол судьбы Родиной и миром. Уходящую натуру. Если угодно, «совка». И в этом художественном жесте было так много силы и достоинства, что чуть ли не с того спектакля началось опамятование театра. Возвращение к генокоду «милости к падшим».

Табаковский МХАТ вывел в центр внимания целое поколение режиссеров, актеров, драматургов: от дебютных «Старосветских помещиков» Миндаугаса Карбаускиса и поразительного, пророческого спектакля «Терроризм» братьев Пресняковых и молодого Кирилла Серебренникова — до «Идеального мужа» и «Карамазовых» Константина Богомолова. Табаковский МХАТ с его тремя сценами, с его вечным двигателем разумного и прибыльного менеджмента и вечными вспышками новых имен, — стал образцовой «фабрикой Станиславского». Табаков как никто сумел показать жизнестойкость и цепкость этого хрупкого занятия — театра.

Он всегда стоял на земле. И всегда стоял прямо, не теряя ни умного лукавства, ни вельможного достоинства, ни безупречного почитания традиции, ни скрытых за семижды семью слоями театральногогрима «простоты и упрямства». Тех самых простоты и упрямства, которые, по Льву Толстому, составляют основу силы отечественного человека. Особенно — когда отечественный человек держит оборону.

«Сделал жест — перешел в другую касту». Табаков, Земфира и Гребенщиков…

Масштаб этой роли Олега Табакова — держать оборону культуры — открывается в последние десятилетия. Может быть, эта роль — главная для него в эпическом спектакле эпохи перемен.

«Новая газета» почтительно поздравляет Олега Павловича с днем рождения!

Отдел культуры

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow