Сюжеты

Оборонная магия

Может ли один джентльмен убить другого при помощи волшебства

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 89 от 19 августа 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Роман АрбитманНовая газета

Может ли один джентльмен убить другого при помощи волшебства

Телесериал: «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr Norrell). Великобритания — Канада, 2015.

Жанр и действующие лица: фэнтези с элементами «альтернативной истории»; среди персонажей — английские офицеры и министры, английские маги и кандидаты в маги, а также злобный и коварный эльф, только притворяющийся настоящим джентльменом.

Кто придумал: Питер Харнесс (по книге Сюзанны Кларк).

Кто участвует: Берти Карвел (сериалы «Шерлок», «Джон Адамс», «Доктор Кто»), Эдди Марсан («Шерлок Холмс», «21 грамм», сериал «Рэй Донован»), Марк Уоррен (сериалы «Виртуозы», «Хорошая жена», «Бешеные псы»), Шарлотта Райли («Грань будущего», сериалы «Острые козырьки», «Бесконечный мир»), Элис Энглерт (сериал «Новые миры»), Сэмюэл Уэст («Ван Хельсинг», «Ноттинг Хилл», сериал «Вечный закон»), Энцо Чиленти («Стражи Галактики», сериал «Игра престолов»), Пол Кэй (сериалы «Лиллехаммер», «Быть человеком», «Молокососы»), Эрион Бакаре («Темный рыцарь», сериал «Тиран»).

Продолжительность: 1 сезон.

Читаем в новостях: В России учреждена премия имени Гарри Гудини; 1 миллион рублей получит гражданин, публично доказавший свой магический (или экстрасенсорный) дар. А мы смотрим британский телесериал о двух английских джентльменах, чьи несомненные способности к магии привели героев на службу Его Величества.

Магия существовала в Англии столетиями, однако в XVI веке, под конец царствования Генриха VII, она исчезла. Джон Аскгласс, он же Король-ворон, управлявший территорией волшебства, куда-то сгинул, зеркала-порталы между мирами закрылись, и из всей магии сохранилось лишь несколько сотен пыльных фолиантов, которые уже почти никто не мог понять и даже прочесть. Три следующих века почтенные аристократы, члены немногочисленных обществ английских волшебников, занимались теорией, упражняясь в схоластике и даже не пытаясь колдовать по-настоящему. И вот в начале XIX века в Йоркшире объявляется мистер Гилберт Норрелл (Эдди Марсан), который, как выяснилось, десятилетиями собирал, классифицировал и изучал книги по волшебству, будучи одержим патриотической идеей возродить былую славу английской практической магии.

Чтобы доказать свое умение колдовать и тем самым посрамить земляков-схоластов, мистер Норрелл ненадолго оживляет статуи Йоркского собора — после чего переезжает в Лондон, надеясь обрести поддержку официальных властей. Он воскрешает Эмму (Элис Энглерт), скоропостижно скончавшуюся невесту сэра Уолтера Поула (Сэмюэл Уэст), члена кабинета министров. После этого к герою начинают прислушиваться высокопоставленные чиновники. Вскоре у Норрелла появляется ученик, такой же провинциальный джентльмен — Джонатан Стрендж (Берти Карвел), самостоятельно овладевший начатками искусства магии, по наитию, без помощи древних книг. Осторожный Норрелл и порывистый Стрендж вместе способны на многое, однако между героями постепенно зреет конфликт...

Сериал «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» снят по одноименному фантастическому роману, который был написан англичанкой Сюзанной Кларк, 45-летним редактором лондонского издательства «Саймон и Шустер». Кларк работала над своей первой книгой на протяжении почти 10 лет и добилась успеха: за два месяца после выхода первого издания в Великобритании было продано около 750 тысяч экземпляров. Тогда же были куплены права на экранизацию, однако проект полнометражного фильма по ряду причин схлопнулся, и через некоторое время за дело взялись спецы с ВВС, постаравшиеся как можно бережнее перенести книгу на телеэкран.

К тому моменту, когда начались съемки, роман уже заслужил признание не только у рядовых читателей, но и у коллег-фантастов (в числе которых был, например, Нил Гейман). Критики отмечали, что книга, несмотря на свой альтернативно-исторический жанр, сотнями невидимых нитей связана с реальной английской почвой, и сравнивали Сюзанну Кларк с Джейн Остин и Чарльзом Диккенсом. Несмотря на преувеличения, известная правота в этих сравнениях есть. В век компьютеров, сверхзвуковых самолетов и мобильной связи писательница сумела создать спокойное, в духе британской классики, и вместе с тем абсолютно не занудное произведение, в котором невероятное и реальное сочетаются органичным образом.

Читатель (а вслед за ним и телезритель) вовлечен в водоворот событий. Действие, начавшееся в Йоркшире, затем переместится в столицу, а потом, по мере развития сюжета, будет переноситься то в Испанию, то в Италию, то в Португалию, то в иное измерение, населенное потусторонними существами. И где бы ни оказывались герои, их будет сопровождать тонкая британская ирония, нигде, однако, не переходящая в сарказм. Смешное таится в мелочах, искры правдоподобия высекаются из столкновения чудесного и приземленного. Норрелл, пытаясь достучаться до Адмиралтейства, чтобы помочь британской короне в борьбе с Наполеоном, вынужден прибегать к помощи ничтожных и подловатых людишек — проныры Дролайта (Винсент Франклин) и мелкого интригана Ласселза (Джон Хеффернан); для них постоянное светское мельтешение — чуть ли не единственный способ существования их белковых тел.

Один из важных внутренних сюжетов сериала — военный. Отдел Оборонной магии, позднее представленный в НИИЧАВО имени братьев Стругацких, оказывается, зародился еще в эпоху царствования Его Величества короля Георга III. Свое первое масштабное волшебство Норрелл, например, демонстрирует, устрашая французов видом эскадры кораблей, сделанных из дождя (в сериале этот эпизод, к сожалению, слегка урезан). Стрендж, как человек более молодой и энергичный, сам отправляется в действующую армию. Он служит полевым магом у лорда Веллингтона (Ронан Вайберт), который удостаивает его насмешливо-уважительного прозвища Мерлин.

Так же, как и все другие армейские офицеры, Стрендж месит грязь, сражается с бытовыми неудобствами, попадает под обстрелы и занимается колдовством в антисанитарных условиях. При желании герой мог бы завершить кампанию за пару дней, испепелив армию неприятеля, но воевать так Стренджу не позволяют аристократизм и элементарная порядочность. «Может ли волшебник убить человека с помощью магии?» — сразу спрашивает героя практичный Веллингтон, принимая чародея на службу. «Полагаю, что волшебник может, — с достоинством отвечает Стрендж, — но джентльмен не станет».

Не без помощи Стренджа Англия и ее союзники одерживают верх над Наполеоном, но это лишь часть истории, происходящей на телеэкране. Увы, магического противника победить куда труднее, чем Бонапарта при Ватерлоо. Применив заклинание воскрешения без должной осторожности, мистер Норрелл вызывает из мира духов мстительное и амбициозное существо — эльфа с волосами, как пух (Марк Уоррен). Это правитель волшебного королевства «Утраченная Надежда», где пленники, лишившись памяти, вынуждены танцевать ночами напролет. Хотя разногласия Стренджа и Норрелла ближе к финалу кажутся непреодолимыми (первый ратует за безбрежную, в духе Короля-ворона, «природную» магию, а второй — только за «книжную»), обоим волшебникам придется забыть о спорах. Им надо объединить усилия, ведь в противном случае худо придется не только представителям магического сословия, но и всей Англии...

Наряду с иронией в романе наличествует и мощный драматический пласт, во многом связанный с упомянутой выше сюжетной линией. Чего стоят, например, сцены мучительного самоистязания Стренджа! Чтобы попасть в мир духов и спасти похищенную жену, наш герой нарочно сводит себя с ума. Процесс превращения солнечной яви в сумеречный бред представлен на экране до жути наглядно и убедительно, несмотря на минимализм спецэффектов, ограниченных скромным бюджетом. Вообще вся съемочная группа ВВС сработала, как всегда, высокопрофессионально. Кастинг в сериале если не идеален, то почти идеален: Эдди Марсан — вылитый мистер Норрелл, а Берти Карвел внешне отличается от своего книжного персонажа лишь одной деталью (у романного Стренджа — выдающийся нос, почти как у ростановского Сирано де Бержерака, а у актера — обычный). В свою очередь, экранная жена Стренджа, Арабелла (Шарлотта Райли), прелестна точь-в-точь, как в первоисточнике; Чилдермас (Энцо Чиленти), слуга Норрелла, в меру демоничен; разболтанный бродячий маг Винкулюс (Пол Кэй) похож здесь на игрушечного паяца, неделю пролежавшего в канаве, а чернокожий дворецкий сэра Поула, Стивен Блэк (Эрион Бакаре), до поры не осознавший своего истинного предназначения, соучаствует в темных делах подлого эльфа со скорбно-мученическим выражением на лице.

Наиболее спорным поначалу кажется телеобраз главного злодея: актеру Марку Уоррену, уже сыгравшему немало  мелких  авантюристов, прежде не попадались роли столь крупных негодяев. Однако не стоит забывать, что, согласно сюжету, эльф-мерзавец никогда, собственно, и не был в волшебном мире значительной фигурой. Триста лет назад он лишь состоял в свите Короля-ворона, был каким-то третьим замом на подхвате, отирался в дальнем углу коллективных портретов. И лишь когда сцену покинули разом крупные игроки, дешевка почувствовала себя королем. Вчерашнее ничтожество поднимает с земли валяющуюся власть и тратит драгоценный магический ресурс на самоутверждение и на месть любому, кто не пожелает весело отплясывать с ним под оркестр «Утраченной Надежды»... Пожалуй, в этой части сюжета нет ничего особо фантастического; такое порой случается и в реальной жизни. И даже, представьте, не только в английской.

Теги:
сериалы
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera