Сюжеты

«Отцы и дети Пермского края». Хулиганская и запрещенная к показу телепередача. Итоговая для фестиваля фильмов про учителей (Смотреть)

Культура

«Новая газета»Лариса Малюкова«Новая газета»

 

«Отцы и дети Пермского края» («Медиа-Альянс») режиссера Виктора Наймушина из всех телевизионных «учительских программ» наиболее изощренная, веселая, даже хулиганская. Не случайно и судьба бурлескного фильма особенная. На фестивале «Россия» в Екатеринбурге авторов назвали провокаторами, советовали поскорее валить в свою Пермь. Да и дома фильм запретили к показу. Зато на ханты-мансийском фестивале телевизионных программ «Отцы и дети» стали победителями в номинации «Публицистика». Фильм про известное начинание: высшие краевые чиновники, включая губернатора, отправились читать лекции студентам пермских вузов. Свежий взгляд на конфликт отцов и детей: отцы-новаторы со своими нью-васюковскими идеями о блестящем будущем края, его капитализации не интересны детям-студентам. На «продвинутых» лекциях они явно скучают. Им бы вечер провести весело. В фильме молодежный сленг рассыпан буковками прямо над портретами серьезных лекторов, над головами сонных студентов. И итогом креативных деловых игр становится большое слово «Алес». А на пустом мосту ветер разносит тысячу разноцветных обрывков наглядной агитации…

 

Телефильмы, котрые мы покажем на фестивале, — это работы из номинации премии ТЭФИ «Педагогическая поэма». Программный директор мини-ретроспективы — Сергей Казарновский, руководитель знаменитого московского «Класс-центра». Эти ленты — его выбор.

«Учительство — неутраченное искусство, — говорил один американский историк, — но уважение к учительству — утраченная традиция». Нам бы очень хотелось эту утраченную в нашем обществе традицию вернуть.

Фильмы из разных регионов объединяет общее качество: внимание к особому диалогу, разговору по существу между учителем и учеником. Но чтобы диалог состоялся, учитель должен верить в то, чему учит. Люди школы из этих телевизионных программ — люди отборные, особая каста, порода. Из тех учителей, для которых урок не рутина — событие.

Этот этический подход разделял самарский учитель Василий Финкельштейн, личность легендарная (фильм «Василий Финкельштейн. Самарские судьбы»). Главным смыслом его жизни была филологическая школа, просуществовавшая 40 лет. Ставшая островом вольнодумства, взращивавшая в учениках не только способность размышлять, но «душевное отношение» к книге и неравнодушное — к жизни. Его знал весь город. Поэтому и в свой «филологический подвал» на улице Садовой Василий Павлович (всегда при галстуке) шел чрезвычайно медленно. Его держала Самара. Его останавливали. Буквально все, кто встречался по пути. И он разговаривал с учениками. Крутил пуговицу собеседнику на пальто. Этот разговор с городом продолжается. Хотя учитель ушел из жизни более 30 лет назад. Интонацию учителя можно расслышать в строчках его ученика, поэта Захара Городисского, погибшего на фронте в канун своего двадцатилетия:

Чтоб я, нахлебавшись смертельного
                                                                ветра,
Упал не назад, а вперед,
Чтоб лишних сто семьдесят два
                                                  сантиметра
Вошли в завоеванный счет.

 

«Звезды над головой» (ГТРК «Пермь») — история молодых учителей. Они поженились. И, как в романтическом кино 50‑х, отправились в провинцию строить новую жизнь в небольшом селе, учить детей в Коми-Пермяцом округе. Их небольшая квартирка под крышей нового Дома учителя. Есть в этом доме обсерватория. Только на звезды смотреть невозможно, потому что пожарные лестницу разобрали. А как же учить детей, если не смотреть вместе с ними на звезды?

 

«Что я буду вспоминать после школы» студии «Московский стиль» — маленькая поэмка про знаменитую 57‑ю. Восьмиклассники пишут сочинение на тему «будущих воспоминаний»: что самое ценное останется в памяти от «школьной жизни». Как вы себе представляете будущее 20 лет спустя? На заборе школы 1 сентября над букетами и бантами первоклассниц висят фотографии бывших учеников, выпускников школы, которых по-прежнему магнитом притягивает братство 57‑й, «объединение лучшей части человечества». Герой фильма, завуч Борис Михайлович, Бормидав. Его еще называют учителем гениев. Как настоящий математик, убежденный, что его предмет — дело нравственное, Борис Михайлович любит ключевые вопросы, на которые практически невозможно отыскать ответ. А он ищет. Например, как учить детей, которые умней тебя? В этой школе есть такие дети.

А еще он терпеть не может модных у молодежи флэшмобов. Отчего? Вроде бы веселая толпа… но обезличенная, стирающая «необщие» черты. Ведь это так удобно — исчезнуть в толпе, где никто ни за что не отвечает. «Не хотелось бы, чтобы вами кто-то управлял», — говорит он своим ученикам. Сейчас они пишут сочинение.

 

Фестиваль на сайте «Новой газеты» начнется в среду, 26 августа, с фильма «Василий Финкельштейн. Самарские судьбы» и будет идти 4 дня в режиме 1 день — один телефильм.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera