Сюжеты

Кому на Руси день варенья?

О Москве, «Гоголь-центре» и его долгах

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 92 от 26 августа 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

О Москве, «Гоголь-центре» и его долгах


Фото: РИА Новости

Театральных новостей в Москве пока нет: август — глухое время, мертвый сезон. И пресса занимается околотеатральными. Департамент культуры Москвы заявил, что не желает нести ответственность за долги «Гоголь-центра». Несмотря на это, театр готовит в сентябре масштабную премьеру «Кому на Руси жить хорошо» (добавим: еще и сопутствующую премьеру, спектакль «Русские сказки»). Выплачивает гонорары, которые некоторым ревнивым наблюдателям кажутся чрезмерными: например, 600 тыс. рублей (за концепцию и год репетиций) хореографу «Кому на Руси…» Антону Адасинскому.

Здесь же приведено предупреждение департамента культуры Москвы и его нового руководителя А.В. Кибовского: в марте «Гоголь-центру» выплатили зарплату до конца года, «сверхплановых субсидий» от столицы не будет.

«Гоголь-центр» действительно живет напряженно и противоречиво. (То ли дело Театр имени Гоголя, прежде владевший зданием бывшего паровозного депо Курского вокзала: тот мирно сдавал этаж ночному клубу «Икра», а сцену время от времени антрепризам — и жил себе тихо!)

А «Гоголь-центр», созданный здесь Кириллом Серебренниковым, только в 2015 году:

— расстался в марте с директором Алексеем Малобродским;

— объявил тогда же о перерасходе средств (правда, и премьер в «Гоголь-центре» вышло чуть не в три раза больше, чем определялось в госзадании, под которое дают деньги);

— получил семь номинаций на «Золотую маску» за спектакли «М(ученик)» Серебренникова и «Машина» Владимира Панкова, Панков и стал лауреатом «Маски-2015» в номинации «Мюзикл — работа режиссера»;

— расстался с труппой SounDrama Владимира Панкова (ужасно жаль, кстати!);

— с новым директором театра — Анастасией Голуб — «Гоголь-центр» существенно уменьшил финансовые проблемы, добился заполняемости зала на 90%, увеличил число мест в зале, повысил цены на билеты (в экспериментальном «Гоголь-центре» они начинаются с 500 рублей, раньше доходили до 3500, теперь до 5000 — и это скромные суммы в сравнении со многими процветающими московскими театрами!);

— был приглашен на три ведущих европейских фестиваля: в Вене шли «Мертвые души» Серебренникова, в Авиньоне (где русского театра лет пять не было в программе!) — его же «Идиоты» по Ларсу фон Триеру, осенью на белградский BITEF вновь едут «Мертвые души», гастрольная пресса у театра отличная (и уже в анонсах французского ТВ «Идиотов» причисляли к крупнейшим событиям Авиньона-2015);

— расстался с новым директором (Анастасия Голуб ушла в июле по собственному желанию);

— отправил два официальных письма (24 и 28 июля) в департамент культуры Москвы о нежелании худрука и напряженно работающего кинорежиссера Серебренникова становиться еще и директором театра; ответа пока не получил;

— получил из районной прокуратуры грозный запрос: не здесь ли, часом, был поставлен «Тангейзер»? Ответил, что нет, не здесь, правее по карте РФ и другими людьми;

— и вот вступает в новый сезон — без директора, но с близкой большой премьерой.

Бурная жизнь! Возможно, слегка безумная, — но не бездельная и не бесславная. Стилистически и психологически «Гоголь-центр» — с его бледными авангардными зрителями в черных шарфах, ободранными до кирпича стенами, радикальными юными художницами (собравшими к 30 годам веер взрослых премий), музыкой Александра Маноцкова и уникальной (такой нет нигде в мире!) видеотекой современного театра, открытой для студентов и молодых профессионалов, — лучше вписывался в эпоху авангардной революции московской культуры времен Сергея Капкова, чем в новую эпоху просвещенного (дай бог, просвещенного!) консерватизма.

«Гоголь-центр» — не первая и не единственная институция с проблемой нехватки средств. Несколько лет был в долгу перед учредителями Авиньонский фестиваль. «Театр Солнца» Арианы Мнушкиной, один из лучших во Франции с 1970-х, сообщал на сайте, что смог поставить спектакль «Крушение «Безумной Надежды» (замечательный, «Новая» когда-то о нем писала), только истратив свою престижную премию Ибсена. Взывает к посетителям о помощи музей «Дом Шекспира» в Стратфорде-на-Эйвоне. В Германии еще в 1990-х были неизданные рукописи Гете: не хватало финансирования.

 

Так что проблема «культура и ее деньги» настигает все страны. Не только нас.

До конца календарного (а значит, и финансового) года еще довольно далеко. Несомненно, «Гоголь-центр» будет искать нового директора и пересматривать число своих проектов (а их много — центр задуман и действует как междисциплинарный). Пока же сами претензии звучат странно. И как-то склочно.

Выплатили 600 тыс. рублей за год работы Антону Адасинскому, хореографу высокого класса, блестящему пластическому актеру, недавнему лауреату «Ники» за роль Мефистофеля в «Фаусте» Сокурова? Рядом, на том же сайте госзакупок отчитывается губернский музыкальный театр (и не из самых ведущих — не Новосибирск, не Пермь, не Екатеринбург). Гонорар постановщику будущей «Пиковой дамы» определен в 577 тыс. рублей. Гонорар художнику-постановщику оперы — 497,5 тыс. рублей.

Вот (там же, рядом!) процветающая губерния платит двум звездам 200 тыс. за литературно-музыкальный вечер с участием городского оркестра в областном городе. А вот крупнейшая российская корпорация по-белому, с отчетом, приобретает 1640 билетов на целевой спектакль «Щелкунчик» Большого театра. За 8 млн 970 тыс. рублей.

И непосредственно город Москва пока не очень бедствует — несмотря на кризис. Вот на сайте департамента культуры столицы размещен отчет об 11-дневном фестивале варенья «Московское лето». Не заметить его было невозможно: торговали на Тверской и Никольской, меж лотками с вареньем из инжира, блинами из кедровой муки и авторским песто семи сортов (товаром братской Сицилии, как я поняла) стояли прекрасные композиции из живых цветов (Вена, Ницца и Шанхай отдыхают!), китайские туристы почтительно снимали их на айфоны… Но подлинный размах праздника виден лишь в отчете: песочная скульптура в виде телеги, гигантские фигуры из фруктов, шарлотка в 250 кг на Яблочный Спас, костюмированный флешмоб «Парад Карлсонов», ансамбль «Россияночка» с казачьими песнями… 386 коллективов выступали перед зрителями в течение 260 часов! А еще они давали мастер-классы.

На этом фоне к избытку премьер и трат «Гоголь-центра» хочется отнестись легче.

 

Фестиваль варенья посетили 3,5 млн человек — 30% населения Москвы. И это логично. Это правильно! И роскошь рождественских ярмарок тоже нужна — примерно 11,5 из 12 млн подведомственных А. Кибовскому и С. Собянину граждан.

…Но в том же самом городе (и именно в нем, он — столица!) всегда есть тысяч 500 угрюмцев, погруженных в свое. Обычно не любящих ни варенье, ни гулянье. И именно интеллектом этих людей, финансово обременительными экспериментами этих людей, лабораторной работой этих людей, их неканоническими, недетскими, неправильными мыслями движутся вперед IT и музыка, микробиология и театр, политика и дизайн.

Все, чем славен этот город сегодня, чем прославится завтра и будет жить послезавтра. И этим людям столица должна оставить место встречи и несладкую пищу для ума.

Театр Серебренникова — с «Терроризмом», «Лесом», «Головлевыми», «М(учеником)» — важный фермент их пищи. Даже когда фермент горек.

О чем и следует помнить, подводя финансовые итоги года. До них пока далеко.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
театр
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera