СюжетыКультура

Кому на Руси день варенья?

О Москве, «Гоголь-центре» и его долгах

Этот материал вышел в номере № 92 от 26 августа 2015
Читать
О Москве, «Гоголь-центре» и его долгах
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Театральных новостей в Москве пока нет: август — глухое время, мертвый сезон. И пресса занимается околотеатральными. Департамент культуры Москвы заявил, что не желает нести ответственность за долги «Гоголь-центра». Несмотря на это, театр готовит в сентябре масштабную премьеру «Кому на Руси жить хорошо» (добавим: еще и сопутствующую премьеру, спектакль «Русские сказки»). Выплачивает гонорары, которые некоторым ревнивым наблюдателям кажутся чрезмерными: например, 600 тыс. рублей (за концепцию и год репетиций) хореографу «Кому на Руси…» Антону Адасинскому.

Здесь же приведено предупреждение департамента культуры Москвы и его нового руководителя А.В. Кибовского: в марте «Гоголь-центру» выплатили зарплату до конца года, «сверхплановых субсидий» от столицы не будет.

«Гоголь-центр» действительно живет напряженно и противоречиво. (То ли дело Театр имени Гоголя, прежде владевший зданием бывшего паровозного депо Курского вокзала: тот мирно сдавал этаж ночному клубу «Икра», а сцену время от времени антрепризам — и жил себе тихо!)

А «Гоголь-центр», созданный здесь Кириллом Серебренниковым, только в 2015 году:

— расстался в марте с директором Алексеем Малобродским;

— объявил тогда же о перерасходе средств (правда, и премьер в «Гоголь-центре» вышло чуть не в три раза больше, чем определялось в госзадании, под которое дают деньги);

— получил семь номинаций на «Золотую маску» за спектакли «М(ученик)» Серебренникова и «Машина» Владимира Панкова, Панков и стал лауреатом «Маски-2015» в номинации «Мюзикл — работа режиссера»;

— расстался с труппой SounDrama Владимира Панкова (ужасно жаль, кстати!);

— с новым директором театра — Анастасией Голуб — «Гоголь-центр» существенно уменьшил финансовые проблемы, добился заполняемости зала на 90%, увеличил число мест в зале, повысил цены на билеты (в экспериментальном «Гоголь-центре» они начинаются с 500 рублей, раньше доходили до 3500, теперь до 5000 — и это скромные суммы в сравнении со многими процветающими московскими театрами!);

— был приглашен на три ведущих европейских фестиваля: в Вене шли «Мертвые души» Серебренникова, в Авиньоне (где русского театра лет пять не было в программе!) — его же «Идиоты» по Ларсу фон Триеру, осенью на белградский BITEF вновь едут «Мертвые души», гастрольная пресса у театра отличная (и уже в анонсах французского ТВ «Идиотов» причисляли к крупнейшим событиям Авиньона-2015);

— расстался с новым директором (Анастасия Голуб ушла в июле по собственному желанию);

— отправил два официальных письма (24 и 28 июля) в департамент культуры Москвы о нежелании худрука и напряженно работающего кинорежиссера Серебренникова становиться еще и директором театра; ответа пока не получил;

— получил из районной прокуратуры грозный запрос: не здесь ли, часом, был поставлен «Тангейзер»? Ответил, что нет, не здесь, правее по карте РФ и другими людьми;

— и вот вступает в новый сезон — без директора, но с близкой большой премьерой.

Бурная жизнь! Возможно, слегка безумная, — но не бездельная и не бесславная. Стилистически и психологически «Гоголь-центр» — с его бледными авангардными зрителями в черных шарфах, ободранными до кирпича стенами, радикальными юными художницами (собравшими к 30 годам веер взрослых премий), музыкой Александра Маноцкова и уникальной (такой нет нигде в мире!) видеотекой современного театра, открытой для студентов и молодых профессионалов, — лучше вписывался в эпоху авангардной революции московской культуры времен Сергея Капкова, чем в новую эпоху просвещенного (дай бог, просвещенного!) консерватизма.

«Гоголь-центр» — не первая и не единственная институция с проблемой нехватки средств. Несколько лет был в долгу перед учредителями Авиньонский фестиваль. «Театр Солнца» Арианы Мнушкиной, один из лучших во Франции с 1970-х, сообщал на сайте, что смог поставить спектакль «Крушение «Безумной Надежды» (замечательный, «Новая» когда-то о нем писала), только истратив свою престижную премию Ибсена. Взывает к посетителям о помощи музей «Дом Шекспира» в Стратфорде-на-Эйвоне. В Германии еще в 1990-х были неизданные рукописи Гете: не хватало финансирования.

Так что проблема «культура и ее деньги» настигает все страны. Не только нас.

До конца календарного (а значит, и финансового) года еще довольно далеко. Несомненно, «Гоголь-центр» будет искать нового директора и пересматривать число своих проектов (а их много — центр задуман и действует как междисциплинарный). Пока же сами претензии звучат странно. И как-то склочно.

Выплатили 600 тыс. рублей за год работы Антону Адасинскому, хореографу высокого класса, блестящему пластическому актеру, недавнему лауреату «Ники» за роль Мефистофеля в «Фаусте» Сокурова? Рядом, на том же сайте госзакупок отчитывается губернский музыкальный театр (и не из самых ведущих — не Новосибирск, не Пермь, не Екатеринбург). Гонорар постановщику будущей «Пиковой дамы» определен в 577 тыс. рублей. Гонорар художнику-постановщику оперы — 497,5 тыс. рублей.

Вот (там же, рядом!) процветающая губерния платит двум звездам 200 тыс. за литературно-музыкальный вечер с участием городского оркестра в областном городе. А вот крупнейшая российская корпорация по-белому, с отчетом, приобретает 1640 билетов на целевой спектакль «Щелкунчик» Большого театра. За 8 млн 970 тыс. рублей.

И непосредственно город Москва пока не очень бедствует — несмотря на кризис. Вот на сайте департамента культуры столицы размещен отчет об 11-дневном фестивале варенья «Московское лето». Не заметить его было невозможно: торговали на Тверской и Никольской, меж лотками с вареньем из инжира, блинами из кедровой муки и авторским песто семи сортов (товаром братской Сицилии, как я поняла) стояли прекрасные композиции из живых цветов (Вена, Ницца и Шанхай отдыхают!), китайские туристы почтительно снимали их на айфоны… Но подлинный размах праздника виден лишь в отчете: песочная скульптура в виде телеги, гигантские фигуры из фруктов, шарлотка в 250 кг на Яблочный Спас, костюмированный флешмоб «Парад Карлсонов», ансамбль «Россияночка» с казачьими песнями… 386 коллективов выступали перед зрителями в течение 260 часов! А еще они давали мастер-классы.

На этом фоне к избытку премьер и трат «Гоголь-центра» хочется отнестись легче.

Фестиваль варенья посетили 3,5 млн человек — 30% населения Москвы. И это логично. Это правильно! И роскошь рождественских ярмарок тоже нужна — примерно 11,5 из 12 млн подведомственных А. Кибовскому и С. Собянину граждан.

…Но в том же самом городе (и именно в нем, он — столица!) всегда есть тысяч 500 угрюмцев, погруженных в свое. Обычно не любящих ни варенье, ни гулянье. И именно интеллектом этих людей, финансово обременительными экспериментами этих людей, лабораторной работой этих людей, их неканоническими, недетскими, неправильными мыслями движутся вперед IT и музыка, микробиология и театр, политика и дизайн.

Все, чем славен этот город сегодня, чем прославится завтра и будет жить послезавтра. И этим людям столица должна оставить место встречи и несладкую пищу для ума.

Театр Серебренникова — с «Терроризмом», «Лесом», «Головлевыми», «М(учеником)» — важный фермент их пищи. Даже когда фермент горек.

О чем и следует помнить, подводя финансовые итоги года. До них пока далеко.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow