Сюжеты

Зачем художнику топор?

Как любить родину и крушить санкции

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 95 от 2 сентября 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

На московском дизайн-заводе Flacon при поддержке Минобрнауки прошел фестиваль «Славься, Отечество», организованный федеральным проектом «АРТ Квадрат», который известен участием в «Селигерах»

На московском дизайн-заводе Flacon, в окружении бутиков, кафе и арт-студий, прошел фестиваль «Славься, Отечество», организованный федеральным проектом «АРТ Квадрат». Его деятельность, направленную, согласно уставным документам, «на поиск и поддержку талантливой молодежи в сфере культуры и искусства», финансирует Министерство образования и науки РФ. Среди главных достижений «Квадрата» — постоянное участие в селигерских форумах.

В сущности, нет ничего плохого в очередном замысле «АРТ Квадрата», оприходовавшего федеральные деньги под патриотическим соусом, что вообще не в новинку. Приглашаются со всей страны через интернет молодые дарования, пробующие себя в живописи, рисунке, фотографии, даже компьютерной графике. А еще в анимации и малоформатном кино. Оные дарования проживают за казенный кошт в Москве, демонстрируют свои творения на групповой выставке. Общаются, безусловно. Им читают лекции, а потом везут на экскурсию по Москве с заходом в Грановитую палату.

Чтоб я так жил. Рукодельная майка участника фестиваля с аппликацией, похожей на вышивку деревенской бабушки, — там, например, силуэты Большого театра или храма Василия Блаженного в радужных цветах гей-парада, — стоит на сайте «АРТ Квадрата» под 3 тысячи рублей. Дарования квадратных форм их получили в подарок, как и ужины от Flacon.

Выставка «Славься, Отечество» не заслуживала бы слов. Виды России, увечные собачки, возвышенные балерины, страдающие дети и ветераны Великой Отечественной, превращенные в штамп официальной пропагандой. Какая-то немыслимая по отсутствию мысли портретная живопись. Компьютерная графика — да, есть. Например, матрешки с автоматами Калашникова. И слоганом «Патриот — он в каждом из нас».

Страна должна знать своих героев, тут героя и искать не надо — именно к этому плакатику автор приклеила визитку: «Анна Беликова». У меня и телефончик есть, если что.

Увидев эту очередную дилетантскую ерунду, хотелось сказать: «Ну если вот это — съезд патриотического современного искусства, то все не так страшно». Приглашали на фестиваль в качестве почетных гостей фотографа Сергея Головача, живописца Владимира Дубосарского, модельера Марию Цигаль, телеведущую Светлану Конеген. Но фейк — он и на Flacon фейк. Короче, все ответили отказом.

Впрочем, нет, не все. В качестве креативной идеи фестиваля «Славься, Отечество» организаторами была устроена «Антикризисная стена» — пенопластовые конструкции, расписанные молодыми художниками-участниками проекта. Здесь каждый изобразил своего ментального врага, мешающего духовному самосовершенствованию страны: доллар, евро, бигмак, почему-то бананы… Особенно трогательно смотрится тэг «экзистенциализм». Не то Сартр всего человека перепахал, не то он (она) сам ученость свою решил показать.

Так вот, в финале фестиваля эту стену порубили настоящими топорами под водительством почетного гостя мероприятия, заслуженного художника РФ Никаса Сафронова. Его пригласили на мероприятие как «самого известного художника России».

Какова Россия — таковы знаменитости. Но художник с топором в руках, да еще в качестве духовного вождя младого поколения, — это страшно. Топор в руке русского человека — это прецедент. Г-н Сафронов, перечитайте Достоевского!

Арсений ВЛАСОВ: «У меня все идет от души»

Куратором фестиваля «Славься, Отечество», вдохновителем перформанса «Антикризисная стена», экспертом в сфере изобразительного искусства в проекте «АРТ Квадрат» был Арсений Власов. Он, звезда большого тенниса, неожиданно возник в 2004 году на игровой площадке столичного современного искусства с эффектной видеоинсталляцией в XL Галерее. И так же неожиданно выпал из игры, ныне объявившись в качестве отца и учителя для молодых художников. Пришлось отвечать на вопросы «Новой газеты».

Вы сказали, что не ощущаете радикальной перемены, превратившись из теннисиста в наставника патриотически настроенной творческой молодежи. Эти юные дарования для вас — подобия теннисных мячиков?

— Нет, что вы. Все они — очень талантливые художники, которым есть возможность передать свой скромный опыт. У ребят из регионов нет опыта институализации, ведь в провинции нет системы галерей, кураторов, прессы. А тут мы сразу погружаем их в идеальные условия.

Главное из которых — «славить Отечество»?

— Каждый художник — индивидуалист. Его нельзя заставить что-то делать. Я, например, работаю в проекте по зову сердца. У меня все идет от души.

Соблазняете провинциальных детей столичным жильем, халявой и экскурсиями?

— Мы работаем вместе с ними. Мы создаем проекты, обсуждаем проекты, общаемся.

Я видел итоговую выставку фестиваля. Вы как известный художник свою работу повесили бы рядом с произведениями этой, с позволения сказать, экспозиции? С этими балеринами, ветеранами, собачками, купелями?

— Мы вместе работали над «Антикризисной стеной».

Я спросил, Арсений: свою индивидуальную работу вы бы отдали на эту выставку?

— Если бы было надо, то да. Запросто.

По воле Отечества?

— Проект «АРТ Квадрат» — это добровольное волеизъявление, обмен энергиями, идеями, импульсами. Мы вдохновляемся друг от друга.

Посредством топоров?

— А вы против жанра перформанса? «Антикризисная стена» — это хороший опыт синергии.

А вот скажите: фестиваль проходит на территории дизайн-завода Flacon. Его хипстерская публика — явно не для вашей выставки и акции, на которые надо приводить людей из другого «дискурса».

— Мы проведем экскурсию по заводу для участников проекта. Это будет для них опытом самоидентификации.

Только топоры отберите перед этим…

 

Федор РОМЕР — специально для «Новой»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera