СюжетыПолитика

Меркель начищает «плавильный котел»

Германия официально признала проблему беженцев, приток которых в страну за год вырос в четыре раза

Этот материал вышел в номере № 97 от 7 сентября 2015
Читать
Германия официально признала проблему беженцев, приток которых в страну за год вырос в четыре раза
Беженцы в Венгрии, на вокзале, впереди путь в старую Европу. Фото: EPA
Беженцы в Венгрии, на вокзале, впереди путь в старую Европу. Фото: EPA

За последние 70 лет одна Германия приняла столько переселенцев, сколько вся остальная Европа вместе взятая. После Второй мировой войны принудительному выселению были подвергнуты от 12 до 14 миллионов немцев из Восточной Пруссии, Силезии, Судетов, венгерской Трансильвании, Словении и Хорватии. В 50-60-ые годы — в эпоху немецкого экономического чуда — в ФРГ трудились 1,5-2 миллиона гастарбайтеров из Турции, Италии, Югославии и других стран, которые, как правило, оседали на постоянное проживание. В 90-ые годы Германию после объединения накрыл очередной поток мигрантов из Восточной Европы и республик бывшего СССР.

Несмотря на солидный исторический опыт, нынешний всплеск миграционный волны превзошел все ожидания. Если в прошлом году в Германии процедуру оформления статуса беженца прошли более 200 тысяч человек, то в этом году прогнозируется четырехкратное увеличение их количества — 800 тысяч.

Немецкие власти не сразу распознали масштаб и серьезность проблемы. Первыми забили тревогу коммуны, которые несут основную тяжесть по размещению прибывающих беженцев — их бюджеты по статье помощи мигрантам уже к середине года оказались практически пусты. Еще более тревожным симптомом стал рост антимиграционных настроений среди определенной части бундесбюргеров, чем воспользовались правые радикалы: в адрес бургомистров городков и поселений, где планировалось разместить беженцев, посыпались угрозы физической расправы, участились случаи поджогов помещений, отведенных для мигрантов.

Обстановка накалялась и в 20-х числах августа разразилась настоящей бойней с полицией в городе Хайденау под Дрезденом. Здесь в помещениях бывшего торгового центра должны были поселить примерно 600 беженцев. Несколько сот местных жителей вышли на марш протеста, перекрыли дорогу, позже подтянулись радикалы из ультраправой НДПГ (Национал-демократическая партия Германии). В полицейские кордоны полетели камни, бутылки, файеры. В итоге был ранен 31 страж порядка.

Следует отметить, что в федеральной земле Саксония, где расположен Хайденау, в силу некоторой экономической отсталости региона по сравнению с другими землями Германии, традиционно сильны праворадикальные настроения. НДПГ до недавнего времени регулярно устраивала в центре Дрездена свои марши якобы в память жертв бомбардировки города английской авиацией в феврале 1945 года. Сторонники партии являются депутатами ряда коммунальных советов. Именно в Саксонии зародилось националистическое движение PEGIDA (Патриотичные европейцы против исламизации Запада), собиравшее прошлой зимой под антимиграционными лозунгами и за выход из Евросоюза многотысячные демонстрации и митинги.

События в саксонском городе, совпавшие по времени с катастрофическим обострением ситуации на балканском трафике беженцев, потребовали экстренного политического вмешательства.

В Хайденау приехала канцлер Ангела Меркель. Встретили ее оскорбительными выкриками, свистом и транспарантами — тексты самых «безобидных» из них обвиняли главу правительства в предательстве народа. Тем не менее Меркель, не побоявшись ущерба личному рейтингу, открыто продемонстрировала свою солидарность с беженцами, заявив, что в немецком обществе «не могут быть терпимы те, кто ставит под сомнение достоинство другого человека и не готов помочь тогда, когда требуется правовая и человеческая помощь».

До этого шага политические оппоненты и общественное мнение ставили фрау канцлер в вину то, что она, словно выжидая чего-то, отмалчивается по поводу растущих проблем миграции. Эти упреки вряд ли можно назвать справедливыми. Тщательный анализ и отсутствие поспешности в принятии принципиально важных решений являются характерными чертами политического стиля Меркель. Зато потом она включает весь свой авторитет и влияние, чтобы добиться желаемого результата.

Так было в ходе греческого кризиса. Когда многие европейские политики заговорили о неизбежном выходе Греции из еврозоны, Меркель, выступив решительно против, отметила, что этого нельзя допустить ни в коем случае иначе придется похоронить саму идею евроинтеграции.

Настойчивость Меркель и усилия министра финансов Шойбле сохранили зону евро и дали Греции шанс на экономическое спасение, хотя не обошлось без политических потерь — 63 депутат от партии ХДС отказались поддержать позицию собственного лидера при голосовании в бундестаге по новым греческим кредитам.

Визитом в Хайденау канцлер Германии вновь продемонстрировала, что готова взять на себя ответственность не только в национальном масштабе. Она одной из первых назвала миграционную проблему общеевропейским кризисом, понимая, что от того, как Берлин преодолеет проявления обывательского эгоизма собственных граждан и справится с нахлынувшим потоком беженцев, — будет зависеть международной авторитет страны в целом и ее лидерство в Европе.

На недавней пресс-конференции по поводу окончания летнего сезона Меркель, призвав немцев дополнить их традиционную основательность гибкостью в понимании государственных задач, сформулировала пакет первоочередных мер по преодолению возникшего кризиса. Главное внимание, по ее словам, будет сосредоточено на принятии в ближайшее время целого ряда законов, которые должны, во-первых, увеличить федеральное финансирование местных бюджетов, во-вторых, четко разграничить категории беженцев, чтобы не смешивать мигрантов по экономическим мотивам с беженцами по политическим причинам, и, в-третьих, значительно сократить сроки рассмотрения заявок по предоставлению убежища.

Как-то Ангела Меркель в связи с греческим кризисом бросила крылатую фразу: «Падет евро, пропадет Европа». На этот раз относительно разногласий в Евросоюзе на тему, кому и сколько принимать мигрантов, она выразилась не менее образно: «Не справится Европа с проблемой беженцев, придет конец всем универсальным гражданским правам».

Теперь, упирая на европейскую солидарность, Германия намерена отстаивать распределение мигрантов по всем странам-членам Евросоюза, исходя из их экономического положения, количества населения и возможностей социальной сферы. Сделать это будет непросто — в Восточной Европе не хотят принимать беженцев и уже между Берлином и Будапештом, например, возникли серьезные трения.

Всю ответственность, мол, должен нести Берлин, который пригласил сирийских беженцев, пообещав им льготный режим регистрации. Правительство Венгрии, по его утверждению, придерживается Дублинского протокола в отношении мигрантов, поэтому не может позволить им свободный транзит через свою территорию

Меркель, не вступая в прямую полемику, тут же ответила на обвинения Орбана: «Германия делает то, к чему ее обязывают моральные и правовые принципы». Кроме того, она напомнила, что Женевская конвенция о статусе беженцев действует для всех членов Евросоюза.

Между тем венгерские власти явно потеряли контроль над ситуацией с мигрантами. Вначале полиция блокировала железнодорожный вокзал в Будапеште, не пропуская внутрь беженцев, несмотря на наличие у них официально купленных билетов. Через некоторое время все-таки примерно двум тысячам человек позволили уехать в Мюнхен. Затем вокзал опять закрыли, снова открыли и даже подали составы, следующие якобы до границы с Австрией, но поезда проехали всего 40 километров. На станции Бичке их поджидал полицейский спецназ. Беженцев стали силой вытаскивать из вагонов и отправлять во временный лагерь. Не обошлось без жертв — мужчина 50-ти лет был обнаружен мертвым на рельсах.

Когда известие об этом дошло до беженцев на вокзале и привокзальной площади Будапешта, то более тысячи человек решили идти пешком до австрийской границы, а это — 175 километров. Организованно построились в колонну и двинулись в путь. Фото и видео этого марша опубликовали все мировые СМИ. Властям Венгрии не оставалось ничего другого, как предложить беженцам автобусы, но с условием, что Австрия и Германия согласятся их принять.

Вена и Берлин свое добро дали.

P.S. На фоне этих драматических событий в Праге прошла встреча премьер-министров Венгрии, Польши, Словакии и Чехии, образующих так называемую вышеградскую группу. Главы правительств четырех стран в очередной раз отвергли введение в рамках ЕС обязательной квоты на мигрантов и беженцев, подчеркнув, что эта проблемы должна решаться на основе доброй воли. Также они потребовали ужесточить контроль на внешних границах ЕС и ускорить создание центров по регистрации беженцев. Венгерский парламент на минувшей неделе уже ввел уголовное наказание сроком до 3-х лет за незаконное пребывание в стране и разрешил использовать войска на охране границ. В свою очередь премьер Орбан пообещал отгородиться колючей проволокой и от Хорватии, если мигранты будут пытаться попасть в Венгрию с ее территории.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow