СюжетыПолитика

«Нельзя доверять российским заявлениям о передвижениях войск»

Как европейские СМИ комментируют участие России в сирийском конфликте

Этот материал вышел в номере № 100 от 14 сентября 2015
Читать
Как европейские СМИ комментируют участие России в сирийском конфликте

Европейская пресса с тревогой следит за информацией об усилении российского военного присутствия в Сирии. Комментаторы осторожны в оценках и прогнозах, приводя версии Вашингтона, Москвы и ближневосточных наблюдателей. Большинство сходится во мнении, что российское руководство бросилось спасать режим Башара Асада, который терпит поражения на фронтах.

Тревогу вызывает тот факт, что США используют воздушное пространство Сирии для ударов по «Исламскому государству» (террористическая организация запрещена на территории России — Ред.) , а с расширением российского присутствия возрастает опасность столкновения между бывшими противниками в «холодной войне». Хотя и Вашингтон, и Москва называют общим и главным врагом ИГИЛ, Россия поддерживает правительство Асада, а США считают, что оно только мешает урегулированию.

Германия официально предостерегла Россию от поддержки режима Асада. А как отреагировали немецкие СМИ?

Так, по мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung ( FAZ ) , опыт Украины научил, что нельзя верить русским заявлениям о целях передвижения их войск. Исходя из этого, можно предположить, что Россия создает возможности для прямого военного вмешательства в гражданскую войну в Сирии. Такая перспектива, считает FAZ, совсем не радует: любое укрепление режима Асада не сделает мир ближе, скорее, наоборот — обострит конфронтацию между Москвой и Вашингтоном.

Кремль, пишет журнал Spiegel , сопровождает свою сирийскую операцию риторическими рассуждениями о «международной антитеррористической коалиции» и якобы готовности властей Дамаска провести досрочные выборы. На самом деле, полагает немецкое издание, Россия проводит политику свершившегося факта: российское военное присутствие должно не столько обезопасить военно-морскую базу в Тартусе, сколько наглядно продемонстрировать, что Москва берет под свою охрану стратегически важное сирийское побережье.

Такой ход, по информации источников Spiegel в международных дипломатических кругах, призван, с одной стороны, обеспечить сохранение власти за режимом Асада, а с другой — явно претендует на то, чтобы стать серьезным аргументом в переговорном процессе с Западом. При этом нельзя не учитывать, что позиция Россия в сирийском вопросе находит понимание и поддержку в Иране. Сближение Москвы и Тегерана уже породили слухи о том, что они совместно готовят секретный мирный план по Сирии, который может подразумевать раздел страны на несколько секторов — территория, контролируемая правительственными войсками Дамаска, районы под властью объединенной оппозиции и зоны международного контроля, где в настоящее время оперируют исламские боевики.

Еще категоричнее высказывается Die Welt : «Вместо того чтобы как братья по оружию совместно выступить против боевиков «Исламского государства» (деятельность ИГ запрещена в России — Ред. ), Москва и Тегеран явно хотят создать своего рода протекторат для режима Асада». При этом для Кремля, добавляет издание, не играет роли тот факт, что только за первое полугодие боевыми действиями против собственного населения, бомбардировками жилых кварталов войска Асада убили в семь раз больше гражданских лиц, чем террористы из ИГ.

Берлинская газета Tagesspiegel , анализируя ситуацию, также считает, что российские интересы не ограничиваются только охраной базы в Тартусе. Москва осознала, что помощи со стороны Ирана и ливанских отрядов Хезболлы уже не достает, чтобы спасти власть президента Асада от неминуемого краха. Поэтому своим военным присутствием Россия решила, во-первых, обозначить политическую поддержку Дамаску, и, во-вторых, дать понять Западу, что не допустит решить будущее Сирии без своего участия.

Süddeutsche Zeitung (SZ) обращает внимание на то, что к активным действиям Кремль подтолкнуло тяжелое положение, в котором оказался Дамаск: с начала года контролируемая Асадом территория сократилась еще на 18 процентов, армия несет невосполнимые потери как в ходе боевых действий, так и из-за массового дезертирства. Фактически наиболее боеспособными остались лишь подразделения ВВС.

Наряду с военными мерами по поддержке правительства Асада, продолжает SZ, Москва пыталась зондировать почву в арабском мире. За короткое время в российской столице побывали короли Иордании и Саудовской Аравии, президент Египта, наследный принц из Объединенных Арабских Эмиратов и представители сирийской оппозиции. Однако, заключает немецкая газета, среди стран Персидского залива трудно искать тех, кто согласился бы помогать Кремлю спасать Асада.

Другая Европа

Московский корреспондент французской Liberation Вероника Дорман напоминает, что российское военное присутствие в Сирии имеет давнюю историю. Но сейчас оно нарастает настолько заметно, что аналитики говорят об игре Владимира Путина, для которого режим Асада остался последним союзником на Ближнем Востоке. Это скрытная игра. Хочет он просто обеспечить поставки в рамках официально существующих соглашений между Москвой и Дамаском или готовится перебросить войска для боевых действий на стороне сирийской армии?

Парижская Figaro тоже отмечает неясность намерений Кремля. «Если усиление военного присутствия России в Сирии не оставляет никаких сомнений для американской разведки, намерения Москвы остаются непонятны Западу, — пишет газета. — Тот опасается, как бы Россия не вступила в бой на стороне своего друга, президента Асада».

«По мнению большинства специалистов, инициативы России, у которой остались плохие воспоминания от интервенции в Афганистане, имеют целью скорее защитить сирийский режим, чем бороться против джихадистов ИГИЛ», — отмечает она.

«Наращивание военной мощи России на сирийском театре волнует США, НАТО и даже Францию, которая опасается, что это «затруднит политическое решение», пока еще призрачное, — размышляет в редакционной статье Figaro Филипп Жели. — Эта импульсивная реакция может объясняться привычкой Владимира Путина скрывать свою игру от Запада, как, например, в Украине. Но в Сирии Москва, которую вряд ли можно подозревать в сделке с исламскими террористами, последовательно защищает самую широкую коалицию против ИГИЛ. Стоит ли отказываться от такого подспорья под тем лишь предлогом, что российское руководство видит в нем поддержку режима Башара Асада?».

«Сирийская армия, — отмечает он, — после четырех с лишним лет с начала восстания против Асада и перерастания мирной революции в настоящую гражданскую войну проявляет признаки полного истощения».

Le Monde публикует заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга: «Любая военная поддержка режима Асада может привести к эскалации конфликта и новым жертвам среди мирного населения».

Голландская De Telegraaf , ссылаясь на израильские источники, пишет, что Иран и Россия, союзники Асада, опасаясь падения Дамаска, координируют свои военные усилия. Она утверждает, что сотни иранских военнослужащих были отправлены в Сирию, а российские военные на сирийском побережье готовятся к военным действиям, в том числе к ударам российской авиации по противникам Асада.

Агентство Reuters , сообщения которого публикуют британские газеты, утверждает, что Москва направляет в Сирию новые ракетные системы ПВО СА-22 («Панцирь С-1»). Западные эксперты полагают, что управлять ими будут скорее российские военнослужащие, чем сирийцы. Это напрягает израильтян. Они опасаются («на Ближнем Востоке все возможно») попадания продвинутых систем ПВО в руки их заклятых врагов из Хизболлы.

Reuters приводит также неподтвержденные сведения из ливанских источников, будто российские военные уже участвуют в боях на стороне сирийских правительственных войск.

Оптимистичные нотки пробиваются в статье лондонской The Telegraph, которая заметила признаки смягчения позиции британского правительства по отношению к режиму Асада. Министр иностранных дел Филипп Хаммонд, сообщает газета, заявил в среду, что Великобритания может согласиться с сохранением Асада у власти в течение какого-то переходного периода, если это помогло бы разрешить конфликт. Но пока Дамаск, видимо, не в настроении вести переговоры на эту тему, «в значительной мере, потому что имеет воинственную поддержку союзников в Москве и Тегеране».

Мадридская El Pais не разделяет этих надежд. «Запад, — уверен ее обозреватель, — не видит никакой возможности мирного урегулирования сирийского конфликта, пока Асад остается у власти, пока Кремль, который считает его законным главой государства, не сочтет необходимым стать частью мирного процесса».

Итальянская Stampa сосредоточила внимание на неподтвержденных сообщениях из разных источников о прямом участии российских военных в сирийской войне.

«Никакой Макиавелли не смог бы убедить американцев закрыть глаза на участие российских войск в боях на стороне сирийского режима, уже запятнавшего себя множеством злодеяний, — пишет она. — Нельзя забывать, что большинство беженцев (устремившихся в Европу), просто убегает от Асада и его неизбирательных бомбардировок».

«Слухи о российском присутствии на местах, безусловно, могут оказаться раздутыми. Будем надеяться, что оно так и есть. Но, к сожалению, сейчас они кажутся достаточно достоверными. Возникает вопрос: почему это происходит и почему происходит сейчас? Возможно, причина в том, что режим загнан в угол и находится на грани краха, а Москва не может допустить этого. Поставив не на ту лошадь, она боится остаться с пустыми руками после Асада. Поэтому действует без особых тонкостей», — пишет Stampa, отмечая, что в таком случае картина еще более тревожна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow