КолонкаПолитика

Зыбкое право на остров

В 2017 году в Великобритании пройдет референдум о выходе страны из Евросоюза

Этот материал вышел в номере № 100 от 14 сентября 2015
Читать
В 2017 году в Великобритании пройдет референдум о выходе страны из Евросоюза

Британия готовится к референдуму о выходе из Евросоюза. Соответствующий законопроект был внесен в парламент правящей Консервативной партией 28 мая этого года. На последнем обсуждении законопроекта правительство потерпело досадное поражение. Сейчас, согласно действующему законодательству, исполнительной власти накануне общенационального референдума запрещено публиковать информацию, которая может повлиять на выбор избирателей. Правительство Дэвида Кэмерона пыталось доказать, что полностью воздержаться от любых публикаций, касающихся общеевропейских вопросов, накануне референдума о выходе из ЕС будет затруднительно. Однако парламентская оппозиция, а также часть скептически настроенных к Евросоюзу консерваторов Кэмерона не поддержали. Так что запрет будет действовать в полном объеме в течение четырех недель до окончания голосования. Также правительству пришлось подтвердить, что агитационная кампания будет вестись в течение четырех месяцев до голосования.

Принятые решения улучшают позиции евроскептиков. Хотя именно Дэвид Кэмерон инициировал вопрос о референдуме, мало кто на самом деле предполагал, что нынешний глава правительства Великобритании действительно собирается добиваться выхода из Евросоюза. Такое решение было бы малопредсказуемым даже с точки зрения конкретной процедуры его исполнения. Из ЕС еще никто и никогда не выходил, и инструкция по такому выходу никем не написана. Теперь, по крайне мере на данном этапе, игра пойдет по правилам евроскептиков. С одной стороны, правительство будет вынуждено полностью устраниться от комментирования любых вопросов, связанных с ЕС, накануне голосования, с другой — в ходе долгой четырехмесячной кампании противники ЕС получат все возможности отстаивать свою позицию.

Разумеется, сам референдум будет проведен нескоро, речь идет о многолетней подготовке, и сейчас голосование планируется на 2017 год. Тем не менее то, как разворачивается этот важный политический сюжет сегодня, показывает, что рисков на пути реализации подобного «сепаратизма» оказывается очень много.

Первоначально референдум о выходе Великобритании из ЕС был одним из пунктов предвыборной программы Кэмерона на весенних выборах в парламент. Часть электората консерваторов, в принципе, не в восторге от ситуации, в которой Лондон должен следовать правилам, сочиненным кем-то в Брюсселе. Важным элементом программы Кэмерона также было требование ужесточить иммиграционную политику и в том числе ограничить свободу передвижения в Великобританию из других стран ЕС. Это тоже была игра на традиционном уже недовольстве британцев «польскими сантехниками». В то же время ЕС был вплотную занят греческим кризисом и вообще демонстрировал не лучшую форму. Так что поставить в свою программу пункт о проведении референдума о членстве в ЕС казалось консерваторам удачной идеей.

Дальше, как полагали многие, можно было бы козырять этой картой в переговорах с Брюсселем и добиваться пересмотра некоторых условий пребывания Великобритании в ЕС. Например, о суммах выплат в общеевропейский бюджет или о той же иммиграционной политике. Тем более что, как показывали опросы, граждане Соединенного королевства в большинстве своем не собирались отделяться от ЕС, так что о большом риске речи не было.

Однако многочисленные противники сближения Британии с ЕС, получив в руки даже теоретическую возможность добиться возможности отделения, уже не стали пренебрегать ею и стали настаивать на проведении максимально серьезной кампании. Наверное, это тоже было отчасти предсказуемым, а потому казалось британским властям не слишком опасным. Сложнее было просчитать изменение общего фона восприятия Европы к середине 2015 года. Появление на континенте масс беженцев, штурмующих границы, постоянные репортажи о мигрантах, стремящихся любой ценой попасть в тоннель под Ла-Маншем, чтобы добраться до английских берегов, кажется, стало прямым ударом по «островной психологии». Это были уже не те эмигранты, к приезду которых, несмотря на ворчание и недовольство, все привыкли. Во всяком случае, в начале сентября, по данным опроса, проведенного службой Survation, количество желающих выхода Британии из ЕС впервые превысило число желающих сохранить status quo. О поддержке выхода сообщил 51% опрошенных. Со своей стороны Шотландская национальная партия — объединение сторонников независимости Шотландии и одни из организаторов прошлогоднего референдума о выходе Шотландии из Соединенного королевства — уже объявила, что проведение референдума о членстве в ЕС дает Шотландии все аргументы о повторном рассмотрении вопроса о независимости. Особенно если результаты референдума в Англии и Шотландии будут заметно различаться.

Возможно, нынешний всплеск евроскептицизма среди британцев — всего лишь эмоциональная реакция на кризис вокруг ближневосточных беженцев. Под воздействием аргументов или просто в силу привыкания к новой ситуации страсти улягутся. Однако в любом случае развивающаяся история референдума — яркий пример того, что выдвижение популистских инициатив, ставящих на кон стратегический выбор страны ради небольших преимуществ на текущих выборах, редко бывает оправданным. Позже вопрос рискует выйти из-под контроля против всех надежных расчетов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow