Чиновники и ученые не дают соскучиться учителю истории. Теперь нужно будет узнать самим и рассказать детям столько нового! Рост государства Мероэ (5-й класс), Великая Китара и начало подъема Буганды (6-й), Занзибарская революция (9-й)!
Не до смеха: с преподаванием всемирной истории в школе дело и так обстоит еще хуже, чем с историей отечественной. Только в 5-м классе история Древнего мира преподается на приемлемом уровне — ею дети занимаются целый год.
И вот — «Концепция» неназванных авторов с невероятным объемом якобы нужных детям знаний и очевидной учителям безграмотностью методического раздела. Ученые отмечали, что и с научной точки зрения в концепции ничего концептуального нет. Например, о феодализме (что это такое, как его понимать — важнейшие на сегодня научные вопросы!) сказано только, что его теперь понимают «по-разному».
Я предложил составить список «трудных вопросов» по всемирной истории, с тем чтобы затем в «Концепции» по ним были даны разъяснения, представлены новые взгляды и разные научные подходы.
Замысел «трудных вопросов» и по отечественной истории был именно такой: чтобы авторы будущих учебников презентовали не только свои взгляды и концепции, но и знакомили с иными подходами. Пока же норманнист пишет норманнистский учебник, антинорманнист — антинорманнистский, а дети в итоге усваивают отдельные точки зрения как истину. Не очень получилось этот подход воплотить, но начали выходить книжки для учителей по «трудным вопросам», где представлены разные точки зрения.
В конечном итоге обсуждение получилось продуктивным. Концепцию отправили на переработку с тем, чтобы придать концептуальности, а к методическому разделу привлечь практиков.
Александр МОРОЗОВ, к.и.н., доцент МГОУ