Мнения

Кризис управления

Россияне скучают на рабочих местах из-за некомпетентных начальников

Этот материал вышел в № 103 от 21 сентября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Россияне скучают на рабочих местах из-за некомпетентных начальников

Рабочие места в России редко способны приносить профессиональное удовлетворение занимающим их индивидам. Это качество распространяется и на аналитические обязанности, которые, казалось бы, должны увеличивать квалификацию сотрудника и, как результат, приносить ему удовлетворение от выполняемой работы. Однако многие сотрудники проводят свое время в офисе в ожидании окончания рабочего дня, потому что та часть их жизни, которая доставляет им удовольствие, начинается только за его, офиса, пределами. И нередко проблема здесь вовсе не в том, что сотрудники совсем не любят работать и предпочли бы жизнь рантье, живущих на доход от капитала. Они лишь не хотят заниматься той работой, которая не позволяет им использовать весь арсенал имеющихся у них знаний, а также получать на работе новые навыки.

Свойством такой работы является недостаточная занятость. Это понятие означает ситуацию, когда сотрудник не до конца использует свои знания как во благо компании, в которой он работает, так и для собственных карьерных целей. Если уровень безработицы в России менее 6%, то скрытая безработица в форме недостаточной занятости во много раз выше. Впрочем, проблема недостаточной занятости — отнюдь не только российский феномен. Например, в США, по некоторым оценкам, недостаточная занятость достигает 20% при уровне зарегистрированной безработицы, близкой к российским значениям.

Казалось бы, в том, что рабочие места в России часто характеризуются недостаточной занятостью, мало удивительного. Ведь российская экономика — технологически развивающаяся, и уровень распространения знаний и технологий в ней, как и в любой стране, не относящейся к группе сравнительно богатых, технологически развитых государств, ограничен. Медленный рост российской экономики становится в том числе и отражением медленного технологического развития ее компаний.

Однако у медленного сокращения Россией отставания от технологических лидеров должны быть причины. Наряду с макроэкономическими и институциональными сложностями, с которыми сталкивается российская экономика, сами компании испытывают проблемы с увеличением собственного технологического уровня и, как следствие, использованием квалифицированного труда. Причина недостаточной занятости часто заключается в низкой квалификации топ-менеджеров.

Нередко уровень человеческого капитала топ-управленцев недостаточен для управления компанией, в которой используются современные технологии и работают квалифицированные сотрудники. Во многих российских компаниях компетентного директора не было никогда. Со дня основания многие российские фирмы возглавляют команды, пришедшие к управлению не благодаря накоплению знаний в процессе карьеры, а благодаря установлению контроля над физическим капиталом компании — зданиями и оборудованием, — в том числе и при помощи личных связей. Низкий уровень топ-менеджмента становится причиной использования в компании простых технологий, которые не требуют высокой квалификации работников. Так как индивидов, способных выполнять простую работу, много, нет причин платить сотрудникам высокую зарплату, вознаграждающую их человеческий капитал, потому что они могут быть легко заменены. Как результат: у сотрудников не появляется внутренних стимулов к труду, поэтому их остается мотивировать к нему лишь грубым контролем, назначая им в начальники надсмотрщиков, а не наставников.

Эта ситуация контрастирует с практикой, сложившейся в развитых странах, где можно заметить постоянное стремление менеджеров компаний увеличивать собственную квалификацию. Так как организация труда там во многих компаниях горизонтальная, менеджеры находятся в гораздо более конкурентных условиях: им приходится демонстрировать профессионализм не только перед вышестоящим управленцем, но и перед всей группой менеджеров, участвующих в производстве, а также перед своими подчиненными. Такая организация труда мотивирует к накоплению менеджерами человеческого капитала: ведь им нужно завоевывать профессиональный авторитет среди своих коллег, увеличивая со временем собственную компетентность.

Иван ЛЮБИМОВ,
Зафар НАЗАРОВ —

экономисты (Институт Гайдара, Университет Индианы)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera