Сюжеты

Белое солнце Сибири

Истерн РАМТа «Северная одиссея» озвучил Петр Налич

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 104 от 23 сентября 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

Истерн РАМТа «Северная одиссея» озвучил Петр Налич


Фото: Михаил ГУТЕРМАН

В РАМТе тоже помянули 1990-е годы. В основе премьеры — не реализованный в кино текст Петра Луцыка (1960—2000) и Алексея Саморядова (1962—1994), легендарных сценаристов «Лимиты», «Гонгофера», «Детей чугунных богов», «Окраины», «Дикого поля».

Режиссер Екатерина Гранитова говорит о сюжете: «Эта история могла случиться во времена Емельяна Пугачева, Степана Разина, в Гражданскую войну. Авторы… исследуют состояние человека, который живет на одной шестой части суши, и того, что у него бродит в голове и сердце». Петр Налич (он не только написал музыку, но и поет в спектакле сам, остается на сцене со своим бэндом все три часа) добавляет: «Тут все «завязано» на пересечении сибирско-русско-народного с американским джазом, блюзом, соул, фанком, госпелом».

1989 год. Смутное время — оно же время надежд. По Сибири, как в XVIII веке, идут торговые караваны: на Чукотку везут левый спирт, меняют на золото, без участия деревянных рублей. Правят этим теневые дельцы с явной печатью обкомов‑горкомов‑райкомов на пыжиковых шапках. Но вести караван через тайгу, полную банд всех сортов, должен серьезный человек. Из тех, на ком в России держится любое немыслимое для сильно цивилизованных дело: покорение Сибири, прокладка Севморпути, разгром немцев под Москвой, поиск нефти в Тюмени. Да и сказать по совести: главное тут немыслимое дело — вековая и родовая жизнь на вечной мерзлоте.

Александру Степановичу Сафронову (Александр Доронин) лет 35. Ничего от таежного ковбоя: спокойствие, здравый смысл, усмешка — и та простота и упрямство, которые, по Льву Толстому, составляют основу храбрости на Руси. Мог бы быть капитаном Тушиным или красноармейцем Суховым. У нас он инженер сибирский. Понятно — с карабином за плечом.

Первая, таежная, часть «Северной одиссеи» — глубже и лучше «американской», в которой отряд Сафронова в составе отставного генерала в ватнике (Олег Зима), охотника-якута и юного Кольки (он английский в школе учил) попадает вместо Чукотки на Аляску, а там — в Калифорнию. В новых формах жизни люди 1989 года растеряны, на ходу учатся отстаивать свое дремучее сибирское богатство с помощью все тех же карабинов. Но в целом «калифорнийский» акт превращается в несколько суетливый мюзикл с хорошо прописанной историей любви Нэнси (Рамиля Искандер) и Кольки (Дмитрий Бурукин).

Зато в тайге обитают такие племена, что зритель немеет — но чувствует правду характеров. «Хозяин тайги» Митрофан Сковородников (Александр Гришин) берет с караванов мзду, дарит собольи шубы с плеча, готовится присягнуть царю или Думе, кого Бог пошлет. И считает себя законным хранителем Сибири в Смутное время «от японцев и американцев». Метод охраны прост, как медвежий рык: «Встретишь ихнего геолога — повесь. Нефтяника? Рядом».

За Сковородниковым подобострастно следует отец Федор (Александр Рагулин) в нагольном тулупе похожий на Распутина, так и не вылезшего из Тобольской губернии. Воздымает топорик вместо креста. «Вы, батюшка, кто по первой специальности?» — спрашивает умница Сафронов. «Металлофизик я…» — басит полковой священник банды хранителей отчей земли с ее недрами.

Характерно, что в финале Сафронов с отрядом сам явно идет к Сковородникову на службу. Похоже, другой силы, не желающей все продать за рубль навынос, не видать до самой Чукотки.

Жанр спектакля обозначен как «истерн» — когда-то так определяли «Белое солнце пустыни». Неувядающему фильму «Северная одиссея» — при всех достоинствах спектакля — уступает. Но здесь очень точно поймана тема, витающая в воздухе: тема Сибири и неразведанных сюжетных сокровищ ее истории, четырехвекового «сдвига фронтира» на Восток.

И то, что решаться эта тема должна через приключенческий роман и «истерн» — но подлинные. Если угодно (говорю почти словами Митрофана Сковородникова) — через формирование культурного мифа, основанного на подлинной истории сумасшедшей силы характеров и поступков: о том, как «горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол» (см. далее у Некрасова), о чайных караванах из Кяхты, о капитанах Российско-Американской компании и инженерах Транссиба, о путешествиях Григория Потанина, святителя Иннокентия и Тана-Богораза.

Может быть, время этого «сибирского истерна» наступает сейчас. «Северная одиссея» РАМТа — один из первых образцов жанра.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera