СюжетыПолитика

Украина отторгает Крым. Сама

На всех трех КПП, обустроенных на дорогах, ведущих на полуостров с материка, не осталось ни одной фуры — они вернулись домой

Этот материал вышел в номере № 105 от 25 сентября 2015
Читать
На всех трех КПП, обустроенных на дорогах, ведущих на полуостров с материка, не осталось ни одной фуры — они вернулись домой

Блокада полуострова, начавшаяся 20 сентября, дала свои плоды неожиданно быстро и бесконфликтно. Хотя на момент начала акции в пунктах пропуска Чаплинка и Каланчак было заблокировано порядка трехсот фур, которые в привычном графике гнали в Крым не только продукты питания, но и топливо, стройматериалы, компьютеры и прочий ходовой товар.

Однако, как и было объявлено лидерами Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым и Мустафой Джемилевым, ровно в полдень движение было остановлено. Все попытки дальнобойщиков убедить инициаторов блокады, что их нужно пропустить, потому что им «нужно кормить детей», оказались тщетными. В итоге бесперебойный конвейер поставок украинских товаров в крымскую Свободную экономическую зону (СЭЗ) был остановлен.

Закончилась лафа для милиции, таможенников и пограничников, которые, контролируя товаропотоки, год жировали у крымской кормушки — с сентября прошлого года, когда Петр Порошенко подписал указ о создании «на временно оккупированной территории Украины» свободной экономической зоны сроком на десять лет. И за неполный 2015 год туда было поставлено товаров почти на полмиллиарда долларов.

Правда, говорить о том, что товаропоток впадал именно в Крым, не совсем корректно. Арифметика несложная. До начала блокады в Крым ежедневно заезжало до 500 пятнадцатитонных грузовиков. То есть около 7000 тонн в день. То есть 210 тысяч тонн товара в месяц. Если продовольствие составляет даже половину этого объема, то получается, что на одного жителя Крыма выходило около полуцентнера еды в месяц. Это притом что глава Республики Крым Сергей Аксенов уверяет, будто на полках крымских магазинов осталось не более пяти процентов украинских товаров. Правда, г-н Аксенов при этом скромно умолчал, что сырье для местных колбас и йогуртов исправно поставлялось из Херсона. Так что информация о том, что Крым был лишь транзитной территорией для поставок украинских товаров на материковую Россию, имеет под собой все основания.

Мотивы украинских бизнесменов, презревших аннексию полуострова и военные действия на Донбассе, просты и понятны: ничего личного, только бизнес. Потому что та же картошка до начала блокады продавалась в Симферополе по 25–30 рублей за килограмм. Притом что в украинских селах перекупщики скупают ее не дороже 6–7 рублей за кг. Даже если отбросить расходы на топливо, зарплату водителей и взятки на границе, то выгода налицо. Потому что оптовая цена картошки в Украине не превышает 12–15 рублей.

Но инициаторы блокады отнюдь не ставили главной задачей затянуть на шее крымчан голодную удавку. В требованиях, выдвинутых участниками Гражданской блокады Крыма к властям РФ, нет и намека на прагматизм. Пять чисто политических условий:

«Прагматизм» усматривается в ином требовании — к властям Украины: отменить тот самый прошлогодний закон о предоставлении временно оккупированному Крыму статуса СЭЗ. Этим в какой-то мере можно объяснить и то, что инициаторами акции выступили не власти, а Меджлис крымскотатарского народа, к которому присоединились и украинские организации.

К тому же речь идет не только об интересах бизнесменов среднего звена, но и об украинских олигархах — далеко не союзников официального Киева. Вроде Фирташа или Ахметова, у которых в Крыму остались достаточно крупные куски их бизнес-империй. Тот же Фирташ контроль над крупнейшим в Восточной Европе производителем диоксида титана — заводом «Крымский титан» — как бы сохранил. Для чего перевел его под российскую юрисдикцию. Но сырье — ильменитовая руда — поступает только с территории Украины. В России аналогов нет. И экспортировать свою продукцию в Европу (а это львиная доля поставок) Фирташ может только под знаком made in Ukraine, потому что полуостров — под санкциями. А в рамках крымской СЭЗ сырье и продукция пересекали границу с Крымом туда-сюда без проблем.

Теперь же активисты заблокируют бетонными блоками железнодорожную ветку фирташевского завода, что во властных коридорах будет только приветствоваться.

К тому же лидеры крымских татар Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров являются депутатами Верховной рады от Блока Петра Порошенко. Так что власти блокаду поддержали де-факто, подтянув в помощь активистам сотрудников милиции и прокуратуры. А Петр Порошенко, комментируя ситуацию с блокадой, заявил, что будет говорить о проблемах крымских татар с трибуны ООН 29 сентября.

То, что российская сторона заявила о готовности жаловаться на блокаду в международные организации, в Киеве восприняли с иронией, потому что, аннексировав Крым, власти РФ теперь должны заботиться о населении самостоятельно.

Впрочем, перекрытие грузопотоков — это только начало. Глава Меджлиса Рефат Чубаров заявил, что не исключает, начиная с октября, второго этапа блокады — энергетической, т.е. прекращения поставок на полуостров украинской электроэнергии, от которой Крым зависит на 70%. И что в таком случае Аксенов, недавно объявивший о планах построить в Крыму аналог Беверли Хиллз, сможет объяснить крымчанам, когда Крым надолго погрузится во тьму? Да еще и в сочетании с началом сезона штормов. А это дестабилизация поставок продовольствия из России через Керченскую переправу.

Понятно, что это еще не апокалипсис и о полноценной гуманитарной катастрофе речь не идет. Но в том, что крымчане ощутят, что в «родной гавани» стало как-то неуютно, можно не сомневаться.

Киев

P.S. Кстати, разворот фур от границы с Крымом уже отразился на ценах в Украине. Например, в Одессе, куда приехали несколько «крымских» грузовиков с картошкой, розничная цена в течение дня упала больше чем на полтора рубля, опустившись до 11 рублей за килограмм.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow