СюжетыОбщество

Леонардо Ди Каприо — иностранный агент

«Эковахта Сахалина» отказалась от зарубежного финансирования и обратилась за помощью к сахалинцам

«Эковахта Сахалина» отказалась от зарубежного финансирования и обратилась за помощью к сахалинцам
Фото: Twitter
Фото: Twitter

НКО возвращает все иностранные гранты и отказывается от их получения впредь. Такое решение коллектив «вахты» принял на прошедшем в Южно-Сахалинске внеочередном общем собрании. Прежде всего будут возвращены пожертвования фонда Леонардо Ди Каприо, полученные в июле этого года на проект по сохранению заказника «Восточный» и прилегающих к нему диких лососевых рек в Смирныховском и Ногликском районах.

Фонд Ди Каприо поддерживает проекты по сохранению последних уцелевших уголков дикой природы по всему миру, и «Эковахта Сахалина» впервые в России получила его поддержку. Деньги эти уже 23 сентября в размере 159 тыс. долларов были возвращены обратно фонду.

На счете «Эковахты…» пока остается неизрасходованная часть благотворительного пожертвования от зарубежной некоммерческой организации «Центр дикого лосося», этот остаток — почти 30 тыс. долларов — будет также возвращен в самом ближайшем будущем.

Ранее, в августе этого года, «Эковахта…» уже отказалась от благотворительных средств фонда Мотта из-за того, что он был внесен Советом Федерации в неофициальный проект так называемого «списка нежелательных организаций». Фонд Мотта с 2007 года поддерживал работу организации по общественному экологическому контролю и повышению природоохранных стандартов в проектах нефтегазового сектора.

Иностранное финансирование — главное основание для официального навешивания на НКО ярлыка «иностранного агента», и поэтому отказ от него позволит исключить организацию из соответствующего реестра.

Но чтобы продолжить работу в полном объеме, необходимы средства. И «Эковахта…» обратилась за поддержкой к сахалинцам: «Дорогие земляки! 20 лет мы охраняли природу Сахалина, привлекая на остров немалые финансовые средства из других стран, никогда ничего не прося у вас взамен. И мы бы еще 20 лет продолжали работать бесплатно для общества, но Государственная Дума создала на этом пути непреодолимый барьер. Теперь мы можем рассчитывать только на вас!»

О присуждении ей звания «иностранный агент» НКО «Экологическая вахта Сахалина» узнала недавно, получив акт очередной внеплановой проверки (четвертой за два года), проведенной управлением минюста по Сахалинской области. Основанием для проверки послужила секретная жалоба некоего государственного органа, раскрыть название которого в минюсте категорически отказались.

Минюст усмотрел в работе экологов «направленность на формирование общественного мнения в целях воздействия на решения государственных органов, нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственных органов Сахалинской области».

Что же чиновники сочли «политической деятельностью» экологов? Оказывается, это перепост «Эковахтой…» в соцсети «ВКонтакте» обращения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) к президенту России о необходимости защиты хрупкой природы Российской Арктики, о высоких рисках нефтяных разливов и отсутствии эффективных технологий их ликвидации при разработке месторождений на арктическом шельфе. По мнению минюста, это противодействует развитию энергетического сектора, оказывает воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также имеет «целенаправленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества».

Политической деятельностью минюст счел и письмо российских экологов к украинским коллегам с выражением моральной поддержки в условиях национального кризиса, которое еще полтора года назад подписал руководитель «Эковахты…» Дмитрий Лисицын. Письмо заканчивалось словами: «Украина и Россия могут и должны жить в мире и согласии». Однако в минюсте рассудили, что «таким образом Организацией дается критическая оценка деятельности государства в сфере внутренней и внешней политики, посредством критики принимаемых государством в этом направлении решений». Непонятно, что именно имели в виду проверяющие, поскольку какая-либо критика в этом письме отсутствует, а внутренняя и внешняя политика России в письме не упоминается.

Не понравились минюсту и призывы «Эковахты…» к мэрии Южно-Сахалинска сохранять действующие и создавать новые скверы и зеленые зоны в областной столице, высаживать больше деревьев, а также прекратить уплотнительную застройку. Заключение минюста: это «обостряет чувство экологической опасности… нагнетает политическую напряженность и формирует негативное общественное мнение граждан».

И, наконец, многочисленные обращения «Эковахты…» о нарушении Закона в рыбной и нефтегазовой отраслях, о защите среды обитания коренных народов Севера, о сохранении водных биоресурсов — это тоже, по убеждению проверяющих, политическая деятельность.

Проблема, однако, в том, что «Эковахта…» популярна на Сахалине (страшно подумать — популярнее самой «Единой России»). Сахалинцы помнят, что благодаря общественным кампаниям «вахты» нефтегазовые монстры прекратили сброс отходов в Охотское море, а компания «Шелл» отказалась от планов прокладки трубопроводов через районы нагула редких серых китов. Усилиями «Эковахты…» был создан заказник «Восточный» для сохранения последнего крупного массива девственного сахалинского леса, заблокированы планы по строительству ядерного могильника на курильском острове Симушир и полигона по накоплению и захоронению токсичных промышленных отходов на севере Сахалина в 9—10-балльной зоне сейсмичности, в непосредственной близости от нерестовых рек.

За это в 2011 году руководителю «Эковахты…» Дмитрию Лисицыну вручили Экологическую премию фонда Голдмана — как лидеру экологического движения, которое не боится противостоять крупным корпорациям и государственным структурам в деле защиты окружающей среды и прав местных жителей.

Да, в поддержке сахалинских экологов преобладало иностранное финансирование, потому что в России нет независимых благотворительных природоохранных фондов, которые выдают гранты на проекты по охране окружающей среды.

Трижды «Эковахта…» обращалась с заявками в российскую «Лигу здоровья наций» на получение президентского гранта: один раз — на проект «Чистый город своими руками» (решение экологических проблем Южно-Сахалинска) и дважды — на проект «Человек и медведь: бесконфликтное соседство на Сахалине». Попытки не увенчались успехом.

«Наша организация имеет строгие принципы. Мы никогда не обращаемся за финансированием к компаниям и корпорациям, оказывающим разрушительное воздействие на окружающую среду (нефтегазовым, угольным, лесопромышленным, золотодобывающим, энергетическим и т.п.). Из-за этого возможности для поиска финансовой поддержки на уставную деятельность организации очень сужены. И поэтому средства на все вышеперечисленные проекты нам удалось найти только в иностранных благотворительных фондах и организациях», — поясняют руководители «Эковахты…».

Общественность Сахалина на телодвижения минюста отреагировала резко. Может быть, дело в том, задаются вопросом сахалинцы, что кое-кому захотелось отличиться перед Москвой: что это мы от других регионов по числу выявленных «иностранных агентов» отстаем? Найти и обезвредить!

Обезвредили.

Ольга Васильева, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow