КолонкаПолитика

1 тысяча рублей = 1 миллион

Гуманизация УК уменьшит работу полиции, судов, прокуратуры на 300 000 уголовных дел и сэкономит гигантские деньги

Этот материал вышел в номере № 106 от 28 сентября 2015
Читать
Гуманизация УК уменьшит работу полиции, судов, прокуратуры на 300 000 уголовных дел и сэкономит гигантские деньги

Шесть лет назад в татарстанской колонии ИК-17 я познакомился с Ольгой С. Выглядела она лет на шестьдесят. У нее были ампутированы ступни ног. В столовую она не ходила, еду ей приносили в барак. На улицу выбиралась, чтобы несколько часов посидеть на лавке. К году колонии ее приговорили по ст. 158 УК РФ за кражу. Из замусоленного приговора, который она всегда носила с собой, вычитал, что украла она шесть (6) кур. В деле был и подельник: перекидывал через забор птицефабрики добычу, а Ольга подбирала. Двух кур съели сами, трех — продали, на продаже четвертой тушки «погорели».

Удивляет не только несоразмерность с жестокостью. Поражает объем работы, проведенный в рамках расследования этого уголовного дела: дознание, следствие, экспертиза, допросы свидетелей, оперативники. А еще суд с участием прокурора, назначенного адвоката, судьи, секретаря судебного заседания. Тома бумаги, расходы на содержание обвиняемых, а потом и заключенных… Расходов — под миллион, если не больше. При этом в деле была справка: птицефабрика оценила ущерб в три тысячи рублей.

Возникает вопрос: неужели нельзя было ограничиться штрафом и пристроить пожилую женщину-бомжиху в приют или дом престарелых? Увы, нет. Потому что в Уголовном кодексе четко прописано: если стоимость украденного более 1000 (одной тысячи!) рублей, то предусмотрена уголовная ответственность.

Возможно, в 2016 году ситуация изменится. На минувшей неделе депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о декриминализации мелких краж. «За» проголосовало 343 депутата, «против» — 92 (фракция КПРФ в полном составе). По сведениям наших источников в думском комитете по законодательству, второе и третье чтения законопроекта, одобрение Советом Федерации, подписание президентом и вступление в силу поправок в статью 158 УК может произойти еще до нового года. И уже с 1 января будущего года — за мелкие кражи, когда стоимость похищенного меньше пяти тысяч рублей, будет предусмотрена административная ответственность.

Автор законопроекта Ирина Яровая рассказала прессе, что только в 2014 году за кражи с суммой ущерба от 1 до 2,5 тыс. руб. было привлечено к уголовной ответственности более 60 тысяч человек (прикиньте в уме расходы бюджета).

— При этом более 12 тысяч граждан были осуждены на реальные сроки лишения свободы, — сообщила Яровая. — А законопроект направлен на установление адекватных мер ответственности за совершение незначительных корыстных правонарушений.

Но у статьи 158 УК о декриминализации оказалась непростая судьба. Еще 2 октября прошлого года аналогичный законопроект был внесен в Госдуму парламентом Башкортостана — Курултаем. Отличие этого документа от «проекта Яровой» в границах того, что считать мелкой кражей. Башкиры предложили установить потолок в четыре тысячи рублей, а Яровая — в пять. «Башкирский проект» не встретил принципиальных возражений, но никто и не форсировал его принятие, занимаясь какими-то нормами возрождающегося ГТО и прочей ересью. Три месяца назад, 17 июня, документ все же внесли в повестку дня пленарного заседания, но неожиданно слово взял первый заместитель думского комитета по законодательству Виктор Пинский и попросил снять законопроект с обсуждения. Без объяснения причин.

Внесенный в Госдуму в апреле «проект Яровой» тоже никто не подгонял…. И неизвестно, когда Госдума вернулась бы к проблеме, если бы в конце июля не произошло два знаковых события. 30 июля президент России принял председателя Верховного суда, а на следующий день прошел пленум Верховного суда. И в резиденции президента, и на пленуме ВС разговор шел о необходимости гуманизации уголовного законодательства. Глава ВС Вячеслав Лебедев привел президенту статистику: в 2000 году в российские суды поступили дела о преступлениях небольшой тяжести в отношении 184 000 человек, что составляло около 15% от общего числа рассмотренных судами, а в 2014 году число таких дел возросло до 330 000 — и это уже 46% от всех дел.

Лебедев рассказал, что подготовлен законопроект о декриминализации таких преступлений небольшой тяжести, как побои, использование заведомо подложного документа, уклонение от уплаты алиментов и угроза убийством. А выступивший на пленуме ВС заместитель генерального прокурора РФ Сабир Кехлеров подчеркнул: «Необходимость декриминализации назрела давно, это не только освободит суды, но и даст следователям возможность заниматься важными делами, не прикрываясь большой нагрузкой».

И это правда. Пожалуй, одним из факторов, форсировавшим декриминализацию УК, стало и запланированное сокрушение личного состава МВД. Так что МВД, со своей стороны, тоже поддерживает подобную инициативу. Во время беседы с президентом Вячеслав Лебедев привел такую цифру: декриминализация преступлений небольшой тяжести избавит суды от необходимости рассмотрения 300 тысяч уголовных дел. А это значит, что ровно на такое количество уголовных дел уменьшится и нагрузка на полицию.

Начать декриминализацию решили с мелких краж. Поэтому-то и получил зеленый свет «проект Яровой». Правда, преступление моей знакомой Ольги С. под гуманизацию не попало. Потому что, как заявила Ирина Яровая журналистам, нововведение не касается групповых, карманных или квартирных краж, за которые по-прежнему будет предусмотрена уголовная ответственность.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow