СюжетыПолитика

Франция бомбит в Сирии без согласования с Россией

«За полями» Генассамблеи ООН прошла первая сирийская операция

«За полями» Генассамблеи ООН прошла первая сирийская операция
Изображение

В канун открытия Генеральной ассамблеи ООН Франция объявила, что начала в Сирии авианалеты на позиции террористической группировки «Исламское государство» (запрещенной на территории России).«Новая» выяснила, какое юридическое обоснование нашли в Париже для того, чтобы начать бомбардировки, изменилась ли французская позиция по вопросу свержения «кровавого диктатора» Асада (против которого воюет, в том числе, «ИГ») и согласуют ли французы свои удары с присутствующими в регионе американскими и российскими военными.

В воскресенье утром, 27 сентября, Елисейский дворец сообщил в коммюнике, что «Франция нанесла авиаудары в Сирии», а цели были выбраны после разведывательных полетов, продолжавшихся две недели.

Сегодняшняя атака прошла вблизи города Дайр-эз-Заур на востоке страны, сказал французский президент, приехав сегодня в Нью-Йорк на заседание Генассамблеи ООН. И добавил: «следующие налеты могут состояться в ближайшие недели», «если потребуется».

При этом газета «Монд» сообщает, что первые французские бомбардировки прошли еще три дня назад — по целям, находящимся в районе города Ракка (север Сирии), оккупированного «ИГ». Откуда взялась эта информация, и почему французское руководство ее опровергает, учитывая то, что бомбардировки в Сирии Олланд анонсировал еще три недели назад, пока выяснить не удалось.

Зато в коммюнике Елисейского дворца есть информация о том, что авиаудары Франция проводит «в координации с партнерами по коалиции», но «сохраняя автономию своих действий».

Напомню, что коалицию по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» создали год назад, 15 сентября 2014-го в Париже на «Международной конференции за мир и безопасность в Ираке», в которой приняли участие ООН, Лига арабских государств и представители 26 стран, включая Россию.

Во время той конференции французский президент выразил желание дать «жесткий ответ» террористам «ИГ» там, «где это движение зародилось», — т. е. в Сирии. Олланд еще раз напомнил об «ошибке», совершенной в 2013-м году, когда предложение Франции о проведении военной операции в Сирии было отвергнуто (при активном участии руководства России, которое не изменило свою позицию до сих пор). Только в 2013-м году Олланд говорил о необходимости бомбить расположения сирийской армии, подконтрольные президенту Башару Асаду, а сегодня удары были нанесены по позициям боевиков «ИГ».

Впрочем, начало французских атак на группировку, которая противостоит Асаду, не означает изменение французской позиции относительно фигуры сирийского президента.

В сегодняшнем коммюнике Елисейский дворец опять заявил о необходимости «политического перехода» в Сирии. Конечная цель «перехода» — отстранение от власти Башара Асада.

Чуть раньше, 23 сентября, Франсуа Олланд отреагировал на заявление Ангелы Меркель, которая призвала к переговорам со «многими участниками» сирийского конфликта, «в том числе, с Асадом». «Будущее Сирии не может быть связано с Башаром Асадом. Переход к миру возможен только с его уходом», — заявил, в свою очередь, Олланд.

25 сентября британский министр иностранных дел Филип Хэммонд поддержал позицию Франции. Переговоры с Асадом возможны, сказал он в интервью газете «Монд», но только по одному вопросу — уходу Асада. Именно в этом и должна состоять роль российского руководства, которое имеет огромное влияние на сирийского президента.

Сегодняшние удары французской авиации по расположениям «ИГ» подтверждают: «наши западные партнеры» могут бомбить террористов на территории Сирии и без участия Москвы. Так что, по всей видимости, предметом торга с Москвой может быть только уход Асада и (или) участие российских войск в сухопутной операции против «Исламского государства». Если такой торг состоится.

В том же интервью «Монд» британский министр Хэммонд в ответ на вопрос: нет ли ощущения, что российское руководство предлагает сотрудничество в Сирии в обмен на снятие санкций, заявил: «Я никогда не слышал такого предложения, но оно все равно, ни в коем случае, не стало бы приемлемым!».

В воскресенье похожую позицию высказали в Берлине: глава ведомства федерального канцлера и федеральный министр по особым поручениям Петер Альтмайер сказал, что «роль Путина» в разрешении сирийского кризиса «действительно важна», «но это не означает, что мы изменим позицию по украинскому вопросу». А возможные предложения российского руководства насчет торга немецкий министр назвал «политическим шантажом», на который Германия «не поддастся».

Так что вызвавшее одобрительную реакцию на Смоленской площади заявление Меркель о необходимости договариваться «в том числе, с Асадом» и привлечь Россию к разрешению сирийского кризиса не является автоматическим согласием на торг по вопросам Донбасса и Крыма.

Глава британской дипломатии, к тому же заявил (вслед за американцами), что «усиление российского военного присутствия в Сирии усложняет ситуацию». А днем раньше, 24 сентября, французский министр обороны Ле Дриан признался, что в Париже «обеспокоены» «усилением российского военного присутствия в Сирии».

Сегодня в интервью «Монд» Ле Дриан сказал, что координацию своих авиаударов Франция проводит с американскими коллегами, но это касается только вопросов обеспечения безопасности полетов, чтобы не допустить случайных столкновений в небе. Но вот с Россией и Сирией никакой координации не ведется, сказал французский министр.

В такой ситуации лучше не предполагать, что может случиться в сирийском небе, а надеяться, что «на полях» саммита в Нью-Йорке представители ведущих силовых держав договорятся.

Если не о том, чтобы стрелять только в одном направлении, то хотя бы о том, чтобы не стрелять друг в друга.

Под текст

На каких основаниях Франция бомбит в Сирии

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова осудила проведение французских авиаударов, выбрав для атаки цитату из французского премьер-министра Вальса, назвавшего операцию ВВС Франции в Сирии «необходимой обороной».

«Затейники какие, — написала официальная представительница МИД РФ в Facebook, — референдум в Крыму — это аннексия, а авиаудары без санкции [Совбеза ООН] и согласия правительства — это самооборона».

Захарова спросила, на каком основании ведутся военные действия «на территории суверенного государства в обход законного правительства» и назвала происходящее «уничтожением (законного правительства) на глазах у потрясенной международной общественности».

Несмотря на негодование официального представителя МИД РФ, у Франции есть формальные основания для начала бомбардировок, которые она может предъявить «потрясенной международной общественности». Основания можно найти в статье 51 устава ООН, предполагающей «право на индивидуальную или коллективную самооборону», сказал чуть раньше министр обороны Ле Дриан.

Французские власти заявляют, что наносят в Сирии удары по позициям боевиков, организовавших в этом году серию терактов во Франции.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow