СюжетыОбщество

Надежда САВЧЕНКО: «Об убийстве российских журналистов я узнала от съемочной группы»

Украинская летчица допрошена в суде защитой и гособвинением

Этот материал вышел в номере № 107 от 30 сентября 2015
Читать
Украинская летчица допрошена в суде защитой и гособвинением

Допрос Савченко в суде российского города Донецк длился вчера с учетом перерыва около четырех с половиной часов. Полностью с ним можно ознакомиться на сайте «Новой». В газете публикуем ключевые эпизоды.

О том, как оказалась под Счастьем

«После аннексии Крыма, — отвечает Савченко. — В армии было очень тяжело. Я вообще считаю преступлением, когда во время войны солдата, который давал присягу своему народу, отправляют в отпуск. Поэтому я приняла решение: в свой отпуск поехать туда, где я должна была быть, — там, где мой народ». По словам Савченко, она приехала в расположение батальона «Айдар». «Людей там было мало. Рады были любой моей помощи по обучению».

О ненависти к гражданскому населению

«Гражданское население — это украинцы, они просто заблуждаются, обвиняя меня в этом. Мне их просто жаль. Я не отношусь к ним с агрессией. Я буду доказывать свою невиновность».

«Противниками я называю сепаратистов». — «А врагами?» — «Иностранцев, которые военные, которые пришли на мою землю и убивают мой народ. А наемники — это мне и не враг, и не друг, а так. Они убивают, ну и я убиваю».

О собственном задержании

По словам Савченко, до 17 июня она участвовала в операции по освобождению города Счастье. 18 июня собиралась уехать домой. За ней как раз приехала сестра Вера, которая тоже хотела посмотреть, что происходит на востоке Украины. Вечером 16 июня она была в городе Счастье в расположении военной части. А 17-го числа, по ее словам, была постоянно на связи с командиром батальона «Айдар» Мельничуком — как раз в инкриминируемый ей временный период, в который она, по версии следствия, вела обстрел мирных жителей. Потом попала в засаду.

«Я думала, с этими ребятами можно договориться, — рассказывает Савченко. — Один из них не стал отнимать у меня автомат. Так, хлопнул по плечу. Я привыкла доверять людям… Только потом у меня отняли оружие, надели наручники, надели на голову мешок, залезли в машину сестры, все вытащили оттуда… Среди изъятых вещей — рации, мобильники, документы, рюкзак с вещами и ключами от квартиры».

Потом, по словам Савченко, ее привезли в некий военкомат, где допрашивали прикованную наручниками. В военкомат пришла съемочная группа российского телеканала. «Они стали снимать меня, задавать вопросы. О том, что убиты российские журналисты, я впервые узнала от этой съемочной группы».

Савченко утверждает, что с ней велись переговоры об обмене на других военнопленных. Но обмен в итоге не совершили, потому что через неделю уже увезли в другое место: «Мне говорили, если я буду ложиться под спецслужбы, то все будет хорошо у меня».

«Мне говорили, что меня оставят на закуску» — так описывает свои первые дни в плену Савченко.

Прокуроры то и дело возвращаются к вопросам расположения военных баз и армейских частей, где была Савченко. «Это военная тайна», — повторяет Савченко и отказывается назвать фамилии украинских военных. При этом, по ее словам, она помнит всех своих «мучителей», которые взяли ее в плен, «всех до единого — в лицо».

О том, что происходило в России

Помнит, как ее привезли в Воронеж в местное управление Следственного комитета к двум часам ночи. Допрашивали «без всяких адвокатов», затем отвезли в гостиницу. «Сотрудниц отеля не удивило, что в номер меня ведут автоматчики. И что я в наручниках. Оттуда меня не выпускали. Кормили, да. Но не выпускали из номера», — говорит Савченко. По ее мнению, администрацию отеля заранее предупредили, что будет «гостья».

Надежда Савченко снова отрицает свою вину: «Я солдат. Я офицер. Я не принимала участие в корректировке огня в этом обстреле (в котором погибли журналистыВ.Ч.). Я не видела этот блокпост. Никаких вышек, с которых я якобы вела корректировку огня, я не видела. Я видела только засаду. Мне потом кто-то сказал, что российских журналистов обстреляли свои же». Повторяет, что границу никогда не переходила незаконно, а в России до плена никогда не была.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow