СюжетыПолитика

Условно-досрочное голосование

Наши выборы до того чистые, что и чистый лист сойдет за бюллетень

Этот материал вышел в номере № 107 от 30 сентября 2015
Читать
Наши выборы до того чистые, что и чистый лист сойдет за бюллетень
Изображение

Про победные сентябрьские выборы уже стали забывать. Тем более что по телевизору начался, можно сказать, сириал — про Сирию. И все же попробуем привлечь внимание особо податливых читателей к необычному эксперименту, который поставил на выборах в Казани избиратель с ничего не решающим голосом Азат Габдульвалеев.

Азат Садгатович, 51-летний сборщик мебели, проголосовал досрочно. Не потому, что он отправлялся в кругосветное плавание и мог оказаться на затерянном острове, где под пальмой — ни урны для голосования, ни наблюдателей от ЛДПР или КПРФ в набедренных повязках. Нет, в день всеобщего и необратимого голосования он был в цивилизованной Казани и даже заседал в участковой избирательной комиссии (в другом районе, а не там, где сам голосовал). На досрочное голосование Габдульвалеев пошел, чтобы получить практическое подтверждение своим давнишним предположениям. За многие годы наблюдения за выборами и участия в работе избирательных комиссий он понял, что в этой процедуре имеются дыры, в которые может провалиться любой избиратель с его наивными галочками в клеточках.

Что сделал Габдульвалеев? Как и полагается, он получил на участке № 16 три бюллетеня. Два — по выборам в Казанскую городскую думу (по одномандатникам и по партийным спискам) и один — по выборам президента Татарстана. С бюллетенями прошел в кабину, вложил вместо них в конверт чистые листы бумаги, запечатал и отдал на хранение участковой комиссии. А бюллетени унес домой.

Через несколько дней состоялись выборы. Согласно итоговым протоколам на участке № 16 количество бюллетеней, обнаруженных во всех урнах, оказалось равным количеству выданных избирателям — 1938 комплектов. То есть никаких потерь, хотя уж одного-то комплекта точно должно было не хватать. Никто и нигде не отметил наличие в конверте чистых листов, хотя их должны были обнаружить не менее чем на четырех этапах: при вскрытии конверта, при проставлении на содержимом конверта печатей, при сортировке бюллетеней (за кого отдан голос) и при их дальнейшем подсчете.

Тут, видимо, одно из двух: либо к недостающим бюллетеням приравняли чистые листы, либо вбросили взамен запасные неучтенные бюллетени с птичками-галочками, к которым никакой орнитолог не придерется.

Со своими бюллетенями Азат Габдульвалеев направился в суд. Он указал на фальсификацию и попросил отменить решение участковой комиссии № 16 об итогах голосования. Суд Авиастроительного района Казани выслушал ряд версий ответчика по поводу лишних бюллетеней в урне. Самая убедительная из них: возможно, мол, какой-то избиратель взял бюллетени на другом участке и забрел с ними на участок ы№ 16 — не к той урне. То есть заблудился, что, как мы знаем, бывает даже с военными, а не то что с рассеянными штатскими лицами.

Суд отказал гражданскому активисту Габдульвалееву. Судебное решение на руки ему еще не выдали, но если выдадут вместо мотивировочной части чистый лист, то это будет в русле описанных событий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow