Сюжеты

«Поднявший меч на наш союз»

Что разделило бардов

Этот материал вышел в № 109 от 5 октября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Что разделило бардов

Было бы странно предположить, что в обществе раздрай и некий конфликт, а у нас, например, в консерватории, все тихо и гладко. Мы тоже общество, мы тоже с кем-то спорим, а с кем-то соглашаемся. Жанр авторской песни не исключение. Президент московского КСП Игорь Каримов в своей книге пишет о том, как злились организаторы слетов на покойного Валерия Абрамкина, который «привлекал» к этим слетам политические акции. «Хроника текущих событий» упоминала о задержаниях на слетах. Александр Галич был под конкретным запретом. Автор Николай Якимов упоминал о том, как оставлял пустые места в афише Александра Мирзаяна, чтобы потом вписать туда песни на стихи запрещенных поэтов. Ныне внутренние конфликты в жанре группируются вокруг, пожалуй, двух тем. Первая — Грушинский фестиваль, и вопрос даже не только в том, кто прав — сторонники старой или новой волны, а в том, что некоторые авторы, исполнители, да и просто зрители сегодня не хотят «благословения» сверху этого фестиваля, не считают нужным умиляться участию в нем одиозных представителей правящей партии и госчиновников. Впрочем, легитимный вопрос: а в 90‑е годы «Наш дом — Россия», партия власти, не благословляла фестиваль? Или это не так раздражало? Или на больших площадках тогда не выступали корифеи? Или в Чечню не ездил десант авторов — де-факто поддержать российские войска в тот момент, когда действия этих войск были весьма далеки от принципов гуманизма и соблюдения прав человека? Или классиков жанра тогда не звали к себе большие люди, чтобы они им спели «Перекаты» и «Вы слышите, грохочут сапоги»… И сильно помогали классикам и деньгами, и еще чем угодно. И олигархи не все были златозубы и туповаты, случались тонкие ценители высокой поэзии под гитару… Водораздел пришел с «Норд-Остом». Проект этот был сделан под руководством легендарных «Ивасей», Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Теракт, штурм, огромное количество вранья, сопровождавшего эту трагедию, вызвали возмущение и осуждение действий российской власти. Это был первый раз, когда ударило конкретно по жанру. Очень хорошо помню явно и сильно нездорового после неизвестного газа Георгия Васильева в студии «Эха Москвы», Алексея Иващенко в гипсе. Иващенко тогда вывел из захваченного Дома культуры на Дубровке несколько десятков артистов, сам сломал ногу. А Васильев вместе со всеми сидел несколько суток в зале и перенес ту самую атаку с так и не выясненным газом.

Когда в 2005 году подписывали письмо в поддержку Михаила Ходорковского, были подписавшие (несмотря на предположительно негативные последствия такой подписи), кто откровенно сказал «боюсь», а были и не пожелавшие из идейных соображений. Когда по Москве пошли «Марши несогласных», я неоднократно встречала на них кого-то из представителей бардовского сообщества. Когда образовалась «Лига избирателей», одним из ее активных создателей был Георгий Васильев. Творцы выходили за рамки подписания писем в поддержку бардовского клуба «Гнездо глухаря» или Центра авторской песни на Павелецкой. В 2008 году во время ввода российских войск в Грузию были классики жанра и на той, и на другой стороне. Мне это известно как из публичных писем (против), так и из частных разговоров (за). В 2013 году на конференции об авторской песне свою четко поддерживающую власть, точнее, конкретно Путина, позицию обнародовал в своем докладе «Авторская песня и власть» поэт Дмитрий Сухарев. В 2013 же году Сергей Никитин отказался участвовать в юбилее Юрия Башмета с мотивировкой: «Не считаю для себя возможным быть на этом вечере в силу серьезных разногласий с юбиляром по поводу принятого закона Димы Яковлева и его отношения к президенту В. В. Путину».

Итак, Крым и Украина—2014. Еще в 2007 году Александр Городницкий написал песню «Севастополь останется русским», которая очень удачно пришлась к крымской кампании и спровоцировала жесткие обвинения в адрес Александра Моисеевича. Городницкий от песни не отказывается, но и способ присоединения Крыма не одобряет. Кстати, им написаны весьма яркие стихи про Майдан. Юлий Ким свою позицию также в стихах обозначил, и она не поддерживает действия властей.

Вот цитата из публикации одного из организаторов бардовских концертов — Игоря Грызлова «Барды разделились на «Крымнаш», и это уже пора признать и не спорить. Как с этим жить любителям бардовской песни? Кто-то не едет на «Гренландию», так как это ЕР («Единая Россия»). Кто-то из бардов думает, ехать ли ему на «Балаклавские каникулы»… Стоит ли в крымском бардовском лагере вешать портрет одного президента».

В марте этого года социальные сети закипели обсуждением выступления в «ДНР» под флагами оной дуэта Евгений Быков — Лидия Чебоксарова. Надо сказать, что сегодня многие авторы ездят с гастролями в США и Израиль, Европу и даже Австралию. И русскоязычное сообщество этих стран не осталось равнодушным. Позволю себе процитировать фрагмент публикации президента американского клуба авторской песни Валентина Черняка: «На вопрос, кто такие Чебоксарова и Быков, есть очень простой ответ: одни из самых талантливых исполнителей и аранжировщиков современной авторской песни. И их выступление в Донецке никак этот титул с них не снимает — аранжировки Жени все те же, голос у Лиды все тот же. Изменяется другое: наше восприятие их. Говорю за себя, чтобы не обобщать: мое восприятие. Есть в жизни вещи, которые нельзя делать, даже если кажется, что можно. Нельзя выступать под флагами террористической организации. Нельзя стоять на одной сцене с террористами, даже если они выглядят обычными солдатами. И не имеет никакого значения, что в зале были зрители, которые остались довольны. Это просто вообще не важно. Есть такое слово «западлО». Вот выступать там, где было выступление, — западло. Я за многообразие мнений, и я понимаю, что разным людям западло разное. Но, к сожалению, именно тут проходит черта, после которой совместное распевание любимых песен перестает быть совместным сопереживанием и превращается в исполнение и прослушивание. Важные человеческие слова начинают означать разные вещи для людей с одной и другой стороны черты. И смысл всего этого КСПшно-АПшного (Клуб самодеятельной песни и авторская песня) братства на том теряется, возможно, навсегда». Впрочем, Чебоксарова и Быков просто съездили и спели. Точка. На вопрос «как вы могли», Лидия Чебоксарова ответила резко, что это ее личное дело, куда ездить выступать, и спрашивать она никого не станет. А потом были два публичных выступления Александра Мирзаяна. Одно — в клубе «Гиперион» в феврале 2014-го, его можно найти в интернете, где, цитирую: «А вот Украина — это же наши исконные русские земли… О чем мы говорим… Это же никак не может никуда отделяться… Я не понимаю, где наши танки? Уже давно были бы там… Если бы я был там (показывает наверх), все было бы уже давно решено». Второе выступление недавно в Донецке, август 2015-го. Сам говорит о том, что не видит в действительности того, что происходит здесь на самом деле. «Я не могу представить, как в XXI веке происходит вот это… Дорогие мои, вы – форпост России. На вас у меня колоссальная надежда. Что вы можете обратить «Русский мир» в новую реальность... «Русский мир» должен по-другому на себя взглянуть и именно через приз­му Донбасса. И я горжусь вами, преклоняюсь. И мне стыдно, что я не могу сам взять автомат и участвовать сам в этом освободительном движении… Но, ребята, я на вас смотрю с большой надеждой, поверьте…» Скажу сразу, что это был настоящий раскол. После этих выступлений пошел шквал эмоций как резко осуждающих, так и благодарственных. Соратники Мирзаяна по объединению «Первый круг», скорее, поддержали его. Вот фрагмент из стихотворения Андрея Анпилова:

«Бревном соринка колет глаз./Не застилая взгляд./Согласья не было меж нас./—/Но он мой брат./Где Авель, брат твой? — в эти дни./Когда в сердцах они/Зовут «Распни его, распни»,/— Словно Его распни».

Страсти накалились до такой степени, что некоторые коллеги по цеху отказались участвовать в мероприятиях с участием Александра Завеновича «… Я ухожу, если в программе фестиваля будет заявлен Мирзаян». В ответ представители объединения «Первый круг» со своей стороны заявили поддержку Мирзаяну и отказ от участия в фестивале памяти Виктора Луферова, ныне покойного яркого участника «Первого круга». Кто из них ошибается, не мне решать. Мне только предельно грустно от этого. И данная статья — не донос на правых и виноватых, а некий вербализированный ужас от такого разделения близкого и понятного сообщества. Надеюсь, никто и никогда от словесного осуждения не перейдет к физическим действиям и реальному автомату. Но страшно и грустно.

Нателла Болтянская —
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera