СюжетыКультура

Драма за кулисами

Российские артисты хотят научить детдомовцев не бояться жизни и быть ее главными героями. А директорам детдомов не до лирики: идет оптимизация и урезание бюджетов

Этот материал вышел в номере № 111 от 9 октября 2015
Читать
Российские артисты хотят научить детдомовцев не бояться жизни и быть ее главными героями. А директорам детдомов не до лирики: идет оптимизация и урезание бюджетов
Фото: facebook.com/yaneodin
Фото: facebook.com/yaneodin

В Москве открылся театральный фестиваль «Я не один» — совместный проект фондов «Жизнь в движении» и «Артист». В течение трех недель известные режиссеры сочиняли и ставили спектакли с воспитанниками детских домов, чтобы показать их московской публике.

На пустой сцене сидит девочка Вера лет пятнадцати и рассказывает о своей мечте: она хочет стать переводчицей с итальянского — с тех пор, как пожила в итальянской семье. Говорит просто, безыскусно, так, что не вполне понятно — то ли она талантливо играет простую девочку, то ли настолько раскованна, что может вести себя на сцене естественно. За ней выходит Никита, который мечтает поступить в институт МВД. Он рассказывает о том, как его отговаривают туда идти, потому что это работа неденежная, не такая романтичная, как ему представляется, и зачастую нечестная. Но он все равно этого хочет и будет работать, чтобы поступить.

Ребята сменяют друг друга с очень искренними монологами о своих непростых обстоятельствах. И действительно, как быть, если ты хочешь стать поваром, а в детском доме тебе предлагают на выбор только профессии автомеханика и электрика?

Между монологами они танцуют и поют, и делают это талантливо. В зале хохочут и аплодируют. Правда, если все время помнить о том, что у этих детей нет семьи и, скорее всего, никогда не будет (в России почти не усыновляют детей, вышедших из младенческого возраста), спектакль приобретает совсем другое звучание.

Фестиваль «Я не один» открылся спектаклем о выборе профессии не просто так: одна из задач организаторов — дать детям возможность попробовать себя в роли артистов. Но это не главное, хотя жюри — театральные критики, артисты, кастинг-директора — будут внимательно смотреть на сцену.

Елизавета Боярская, актриса, почетный член жюри первого дня, говорит, что игра для этих ребят — своего рода психотерапия: «Актерское мастерство заставляет человека проговаривать что-то, переживать, проживать, оно помогает обрести уверенность в себе, учит не бояться бороться — не только за актерскую профессию, но за любую. Кроме того, в детских домах действительно много талантливых детей, потому что каждому из них, несмотря на маленький возраст, есть о чем сказать». По словам Елизаветы, в артистической среде стало традицией кому-то помогать, и почти все ее московские друзья-актеры связаны с каким-нибудь благотворительным фондом: и Чулпан Хаматова, и Дина Корзун, и Ксения Алферова, и Евгений Миронов, и Юлия Пересильд, и, кстати, муж Елизаветы Боярской — Максим Матвеев. «Мы занимаемся этим не потому, что это — даже страшно выговорить — выгодно для нас. Просто когда мы видим, что это реально помогает — будь то деньги, собранные на операцию, будь то встреча детей с синдромом Дауна с обычными детьми, когда они вместе играют и не видят разницы между собой — это просто чудо».

Идея такого фестиваля возникла у Юрия Тхаголегова, а всю организацию — переговоры, баннеры, информационное обеспечение, угощение для детей и так далее — взяла на себя актриса Мариэтта Цигаль. Благодаря помощи фондов «Артист» и «Жизнь в движении» идея получила возможность реального воплощения. «Наша история заинтересовала «Жизнь в движении», потому что это часть их программы по социальной адаптации детей, — говорит Мариэтта Цигаль. — Какая разница, как происходит движение вперед? В нашем случае это шаги к выбору профессии, жизненного пути и попытка научиться бороться за мечту, потому что эти дети этого не умеют — за них все решают».

Предложение о совместном с московскими артистами и режиссерами проекте детские дома воспринимали по-разному. Где-то организаторов не хотели даже пускать на порог, где-то сначала соглашались, но потом отказывались, потому что руководству не до того — происходит объединение учреждений, есть более важные дела. Мариэтта говорит, что иногда возникало ощущение, что многим детским домам по большому счету нет дела до самих детей, они думают не про ребенка, а про государственную структуру. «А вдруг на этот спектакль придут люди, которые захотят усыновить кого-нибудь из этих детей? А может, у них по-другому сложится судьба? Может, ребенок мечтает об этом?» Но с теми детскими домами, с которыми были сделаны эти спектакли, все получилось легко и здорово, они готовы сотрудничать с фестивалем и в следующем году, есть и другие детские дома, которые услышали о проекте и хотят участвовать. Мариэтта полагает, что их задача — двигаться дальше в регионы. «В идеале мы хотим добраться туда, где все совсем плохо».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow