Сюжеты

Время сотрудничества

Этот материал вышел в № 112 от 12 октября 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр АдамскийНовая газета

Наше время — иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню за ним мы летим, убегающим, вслед.
В. Высоцкий

Присмотримся к тем переменам, которые произошли в школе.
Педагогика сотрудничества

Сегодня можно спросить: реализовалась ли педагогика сотрудничества?

Наша школа сделала огромный шаг вперед в признании сотрудничества с ребенком как правильной педагогики — взамен педагогике принуждения и насилия.

Искоренить насилие и принуждение не удастся никогда: всегда были и есть педагоги, которые срываются на крик, и управленцы, предпочитающие угрозы и проверки воодушевлению и поощрению.

Но учительское мировоззрение изменилось, вариативность вошла в школьную жизнь, развитие ребенка стало реальным ориентиром педагогов.

Приняты государственные стандарты, ориентированные на индивидуальное образование, Закон «Об образовании» основан на многообразии, выборе и самостоятельности школы.

Но в современном образовании школы не могут работать под копирку. Идеи педагогики сотрудничества, безусловно, живут в российском образовании, а кто и как их использует и в какой мере реализует на практике — решает сама школа.

Слава богу, уже не работает механизм принятия обязательного, единого для всех решения по внедрению передовых идей.

Поэтому, когда вы услышите: «Если педагогика сотрудничества так хороша, то почему в каждой школе ее не используют?» — знайте, что такой вопрос из вчерашнего тоталитарного представления об образовании. Тогда можно было одной командой повернуть школы в каком-то направлении. Как в хорошем, так и в плохом. И вся борьба в педагогике сводилась исключительно к убеждению властей предержащих в принятии «правильного решения».

Мы очень надеемся, что эти времена прошли, часто в педагогике общие идеи приводят к разным школьным практикам.

В то же время идет острая дискуссия, можно даже сказать — борьба, между вчерашними представлениями о школе — единообразной, авторитарной, с архаичными учебными материалами, способами работы и жестко централизованным управлением, — и современными представлениями о вариативной, светской, ориентированной на сотрудничество и индивидуальное развитие ребенка.

Эта дискуссия идет между учителями и управленцами, политиками и экспертами в СМИ, на научных конференциях и даже на родительских собраниях.

Мы решили предложить вашему вниманию свой взгляд на современную школу, чтобы помочь каждому занять аргументированную позицию.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera