Расследования

«Это была ракета 9М38, без «двутавров»

Производитель «Буков» сымитировал катастрофу «Боинга». И остался уверен, что снаряд был выпущен из села Зарощенского

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 113 от 14 октября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Никита Гиринкорреспондент

Производитель «Буков» сымитировал катастрофу «Боинга». И остался уверен, что снаряд был выпущен из села Зарощенского


Фото: Никита Гирин / «Новая газета»

Концерн «Алмаз-Антей», выпускающий ракетные системы «Бук», представил результаты «полномасштабного натурного эксперимента». По словам гендиректора концерна Яна Новикова, эксперимент — это «логическое завершение» доклада, который был подготовлен весной. Специалисты подорвали зенитную управляемую ракету 9М38М1 возле фюзеляжа Ил-86, соразмерного «Боингу».

Напомним основные выводы первого доклада концерна «Алмаз-Антей»:

— «Боинг» был сбит «зенитной управляемой ракетой 9М38М1 с боевой частью 9М314М, являющейся основной ракетой ЗРК «Бук-М1»;

— «Сложившиеся условия встречи ракеты с самолетом и, как следствие этого, поле накрытия осколочным потоком реализуются только при стрельбе на курсовом параметре. Ракета двигалась на пересечение курса самолета под углами 72—75 градусов в горизонтальной плоскости и 20—22 градуса в вертикальной плоскости»;

— «На основании условий встречи ракеты с самолетом определен наиболее вероятный район запуска ракеты (2,5х3,5 км), располагающийся южнее н.п. Зарощенское».

Сепаратисты утверждают, что 17 июля 2014 года село Зарощенское контролировала Украина. Однако по свидетельству местных жителей, с которыми встречался спецкор «Новой» Павел Каныгин, Зарощенское в тот момент было на территории, подконтрольной бойцам «ДНР». Правда, никакой техники там не видели и выстрелов не слышали. В Снежном же, напротив, нашлось немало свидетелей трагедии.

Независимые эксперты усомнились (в частности, на страницах «Новой») в правильности выводов концерна, исключающих возможность запуска ракеты из района Снежного. Тогда «Алмаз-Антей» взялся провести «натурный эксперимент».

— Мы коммерческая компания, и решение проводить эти эксперименты и пресс-конференции напрямую связано с санкциями Евросоюза в отношении «Алмаз-Антея», — признался Новиков. — Мы считаем их несправедливыми.

Напомним: Евросоюз наложил санкции на «Алмаз-Антей», потому что компания подконтрольна государству, производит артиллерию и «способствует дестабилизации обстановки на Украине».

«Алмаз-Антей» провел два эксперимента. Первый состоялся 31 июля 2015 года. Боевую часть указанной ракеты (без корпуса) подорвали возле двух блоков металлических листов, имитирующих фюзеляж и левый двигатель. Снаряд был установлен так, как если бы он был выпущен из Зарощенского. По словам Новикова, в начале августа полученные данные были переданы международной комиссии по расследованию катастрофы.

— Однако, по нашей информации, данные не были приняты комиссией во внимание, — сообщил Новиков. — Тогда мы решили провести второй, полноразмерный эксперимент. Ввиду отсутствия списанного «Боинга-777» мы взяли часть корпуса Ил-86 сходного по размерам.

Второй эксперимент прошел 7 октября. В этот раз эксперты использовали ракету целиком (боевая часть и корпус) и работали от «обратного», поместив снаряд в такое положение, как если бы он летел из района Снежного. Характеристики ракеты соответствовали ее состоянию на 40-й секунде полета.

Поскольку разлет осколков ракеты в статике и динамике существенно отличается, с помощью «суперкомпьютера» были подобраны компенсационные поправки (компьютер перепробовал более 14 млн вариантов).

Ян Новиков и советник генерального конструктора Михаил Малышевский считают, что эксперимент опроверг версию с пуском из Снежного. Взрыв причинил фюзеляжу повреждения, которые не совпадают с повреждениями у «Боинга».

Из презентации «Алмаз-Антея». Документ состоит из 77 слайдов

Например, ни один осколок не попал в левый двигатель. Между тем по результатам компьютерного моделирования при пуске из Зарощенского в него попадает не менее 22 осколков. (Да и в целом в этом случае сходимость результатов моделирования с реальными повреждениями «Боинга», по расчетам «Алмаз-Антея», — более 90%.)

Элементы корпуса ракеты, сделанные из дюралевых сплавов, по мнению Михаила Малышевского, не смогли бы пробить несколько элементов двигателя насквозь. Такую версию выдвигал независимый эксперт Марк Солонин. Кроме того, показанные журналистам осколки корпуса ракеты, образовавшиеся после натурного эксперимента, значительно превышают по размеру отверстия в двигателе «Боинга».

Представители концерна также указали, что правый, дальний от ракеты борт в районе кабины пилотов в результате эксперимента оказался прошит насквозь. На «Боинге» же правая часть кабины цела.

Читайте также:

Доклад международной следственной группы представили в Нидерландах: презентация возмутила журналистов и разочаровала родственников погибших

Наконец, на подорванном фюзеляже было обнаружено множество отверстий от «двутавров» — поражающих элементов тяжелой фракции. Формой они напоминают бабочек. По словам Яна Новикова, ранее международная комиссия из числа вещественных доказательств предоставила «Алмаз-Антею» три «двутавра». Потому концерн и сделал вывод, что самолет сбит ракетой 9М38М1. Этот вывод вошел в первый доклад. Однако в обломках «Боинга» эксперты «Алмаз-Антея», побывавшие в Голландии, отверстия в форме бабочек не обнаружили. По словам Новикова, наличие «двутавров» среди вещественных доказательств остается «непонятным вопросом». Поэтому «Алмаз-Антей» скорректировал тип ракеты: теперь в концерне уверены, что это была ЗУР 9М38 с боевой частью 9Н314, без «двутавров».

— По виду спереди почти одинаковая форма накрытия осколками, — резюмировал Малышевский, показывая видео компьютерного моделирования пусков из разных точек. — Но только пуск из Зарощенского объясняет повреждения левого двигателя и силовых элементов фюзеляжа, шпангоутов.

На проведение экспериментов было потрачено около 10 млн рублей.

Видеосъемка «Алмаз-Антея»

Ян Новиков несколько раз повторил, что мотивация концерна — коммерческая: снять с себя санкции. Еще весной компания подала иск в Европейский суд в Люксембурге.

— Последняя ракета 9М38 была выпущена в 1986 году. Ее использование было запрещено распоряжением генерального конструктора через 25 лет, в 2011 году, по соображениям безопасности. Ракета снята с вооружения, — объяснял Новиков.

На вопрос «Новой газеты», переданы ли доклад и результаты эксперимента Следственному комитету России, который по-прежнему придерживается версии о ракете «воздух—воздух», Новиков ответил отрицательно: «Но если Следственный комитет запросит, то мы, безусловно, представим».

Мы также поинтересовались у представителей концерна, может ли старая ракета 9М38 быть использована в составе промежуточной модификации «Бука» — «Бук» М1-2, которая состоит на вооружении России? (По информации «Новой», именно такую установку доставили в Снежное из России.) Однако Новиков возразил, что вопрос вовсе не в этом, а в том, что ракета запрещена к использованию и ему трудно представить, кому это может прийти в голову.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera