Сюжеты

Матерно о наболевшем

Скандальная группа «Кровосток» обжаловала блокировку своего сайта

Фото: «Новая газета»

Культура

Екатерина Фоминакорреспондент

Скандальная группа «Кровосток» обжаловала блокировку своего сайта


Фото: Екатерина Фомина / «Новая газета»

Проверку творчества группы «Кровосток» инициировало Управление ФСКН по Ярославской области. Началось все в апреле, когда на должность главы местного наркоконтроля заступил Виталий Хмельницкий, переведенный из Москвы, где был заместителем начальника оперативно-розыскного департамента ФСКН России. Сначала попытались запретить концерт: якобы в песнях много нецензурной лексики, пропаганда немедицинского использования психотропных веществ, беспорядочных половых связей, совершения противоправных действий. Три площадки отказались принимать музыкантов, но концерт все равно удалось провести в небольшом баре. На этом не успокоились: отправили материалы с сайта группы на проверку. Прокурор Кировского районного суда Ярославля подал иск «в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц», требуя заблокировать официальный сайт «Кровостока». Ответчиком сделали местного интернет-провайдера «ЯрНет». Сами музыканты вообще были не в курсе. В июле Кировский районный суд принял решение: заблокировать сайт krovostok.ru. О решении суда музыканты узнали из СМИ. И решили защищаться — подали апелляцию в областной суд.

Первое заседание по рассмотрению апелляции состоялось во вторник, 13 октября. Дмитрий Файн и Антон Черняк, участники «Кровостока», первый раз были в суде в качестве участников процесса, хоть и говорят в каждой песне о самых разных нарушениях. Скромно одетые мужчины за сорок добродушно улыбались, фотографировались с поклонниками, пришедшими их поддержать, но явно чувствовали себя неловко в здании суда.

В ожидании заседания Дмитрий и Антон репетировали речь. «Творчество — это не пропаганда», — читал Антон с экрана смартфона. Многие удивляются, когда впервые видят, кто именно исполняет матерный рэп про секс, наркотики и тяжелую жизнь русского человека. Даже пресс-секретарь суда, дама в возрасте, призналась Антону: удивлена, какими милыми они оказались людьми, что «резко контрастирует» с песнями.

Само заседание получилось коротким. Адвокат «Кровостока» заявил ходатайство об обжаловании решения районного суда. Судебная коллегия решила дать заинтересованным сторонам время на ознакомление с претензиями: ФСКН, Роскомнадзору и «ЯрНету», хотя они согласились на рассмотрение без их участия. Заседание перенесли на 27 октября.

Что же возмутило Госнаркоконтроль в творчестве «Кровостока»? В результате следственного анализа Управления ФСКН по Ярославской области было установлено, что в текстах содержатся «скрытые элементы противоправных деяний, насилия над человеком». В ряде песен они нашли «скрытые элементы пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств». Еще их смутили фотографии на сайте: изображение «солиста группы, держащего в правой руке пачку долларов США, в левой руке — полимерного пакета с веществом растительного происхождения (предположительно, наркотическим средством «марихуана»)».

Группа записала уже пять альбомов, но почему-то управление ФСКН по Ярославской области и следователей заинтересовал только один, «Гантели», выпущенный в 2008 году. У адвоката группы Дамира Гайнутдинова есть предположение: следователям просто не захотелось «перерабатывать».

Сотрудники Госнаркоконтроля обратились к экспертам: директору Института филологии и культуры при Ярославском государственном педагогическом университете Николая Воронину и декану факультета русской филологии и культуры ЯГПУ Светлане Родоновой.

Эксперт Воронин сделал вывод, что песни группы свидетельствуют о «низком уровне культуры, нравственности и отсутствии таланта», «формируют ложные ценностные ориентиры, комплекс сверхчеловека».

Декан Родонова делает вывод, что в текстах «Кровостока» присутствует «мотив подстрекательства к убийству с описаниями его проведения», «пропаганда порнографических фильмов и восхищение их содержанием», «описание положительных ощущений от употребления наркотических веществ». Кроме того, она отмечает, что «автор текстов демонстрирует банальные способы употребления обсценной лексики: не предлагает разнообразия словообразовательных вариантов, не создает окказионализмов и синтаксических новаций при употреблении мата».


В зале суда. Фото: Екатерина Фомина / «Новая газета»

В июльском решении Кировского районного суда нет перечня запрещенных материалов, при этом приложены скриншоты с сайты группы. Среди них — скриншот с картиной Василия Верещагина «Апофеоз войны», размещенной на сайте. «Запрет не отвечает требованиям правовой определенности, — объясняет Дамир Гайнутдинов. — Получается, что «Апофеоз войны» из Третьковки тоже нужно изъять?»

До этого случая никаких претензий правоохранительные органы группе не высказывали. Наоборот, по словам музыкантов, в Екатеринбурге билеты в вип-ложи раскупали именно сотрудники полиции.

«Кровосток» существует уже двенадцать лет. Антон Черняк и Дмитрий Файн учились в художественном училище, занимались различными арт-проектами. Кстати, Антон и сейчас рисует: последняя его работа — иллюстрации к «Сказаниям волжских татар». От художественного искусства они перешли к музыке, сначала все было несерьезно: «пародийный арт», лирические стихи, наложенные на брэйк-бит. Потом добавили мат, начали писать тексты о криминале, наркотиках, сексе. Дима и Антон хотели сделать «рэп по-русски, который не стыдно слушать». Взяли существующую форму хип-хопа, наложили на нее дерзкое содержание. «Матерно о наболевшем», — говорят сами музыканты. Треки «Кровостока» — это монотонная читка под однообразный электронный бит. Сначала другие рэперы их не уважали: «У нас отсутствовала категория, которую трудно осмыслить, — «трушность», — рассказывает Дима. — Вроде как в рэпе надо было читать о том, что с тобой происходило на самом деле». Но тексты песен «Кровостока» — это лирические истории, основанные на реальности. Антон и Дима родились и выросли в московских Текстильщиках. Район на формирование их мировоззрения повлиял, все, о чем они поют, познали именно там. Самоценны — слова. Каждая песня — это история лирического героя, зарисовка из жизни. Сюжеты — гротескны, утрированы как некое обобщение эпохи.

«Когда стебом удается выйти на уровень обобщения — это удача», — говорит Дима. Музыканты условно обозначают свой стиль как «гангста-рэп». «По чесноку, поначалу люди повелись, что в наших песнях все всерьез, — говорит Дмитрий Файн. — Но сейчас тех, кто этого не понимает, почти не осталось».

Хотя последние проверки заставляют убедиться в обратном.

По словам адвоката, если решение районного суда вступит в силу, Роскомнадзор сможет заблокировать сайт группы по всей стране.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera