Главным событием внутриполитической жизни страны на этой неделе стал организованный «ВТБ Капитал» форум «Россия зовет», который традиционно собрал элиту госуправления со стороны как правительства, так и крупнейших компаний. На фоне интенсивной внешнеполитической повестки было как минимум полезно обсудить, что происходит с экономикой страны, как она реагирует на внешние вызовы и на давно начавшийся без их влияния застой. Форум получился совсем не парадным, нашлось место и для жарких дискуссий, и для неожиданных заявлений. Эксперты «Новой» отвечают на вопрос, куда и кого нынче зовет Россия.
Вербальные интервенции захлебнулись
О том, почему оценки официальных лиц по-прежнему расходятся и с оценками независимых экспертов, и даже с официальной статистикой, «Новой» рассказал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь НИКОЛАЕВ:
— Глобальная цель таких мероприятий — показать, что ничего страшного с экономикой не происходит. Прозвучали даже заявления о том, что кризиса у нас вообще нет, — это, правда, выглядит совсем нелепо, потому что об экономике нужно судить по той статистике, даже официальной, которая у нас есть, а она однозначно говорит о том, что кризис есть и он развивается. На форуме были сделаны те самые вербальные интервенции, с помощью которых власти хотят воздействовать на настроения инвесторов. Но должного эффекта такие мероприятия не оказывают, настроения никак не меняются. Если бы они достигали своей цели, то мы бы не были в таком положении. Плюс тот факт, что все официальные прогнозы последних лет не сбываются и постоянно пересматриваются, тоже создает определенный фон. Вербальные интервенции — нормальный механизм в экономике, где люди доверяют тому, что слышат сверху. А у нас такого доверия, к сожалению, нет.
Что касается высокой оценки президентом действий правительства, то тут все просто. Есть один железобетонный критерий — это текущие показатели, которые демонстрирует экономика. Год назад федеральный бюджет принимался исходя из того, что ВВП вырастет на 1,2%, потом решили, что мы все-таки уходим в минус, потом еще ухудшили прогноз. Я вот посчитал: с конца прошлого года официальный прогноз был пересмотрен 6 раз. Сейчас это спад на 3,9% ВВП к концу года, а по нашим оценкам — от 4 до 5%. Мировая экономика растет более чем на 3%, европейские экономики растут. А мы вместо роста получаем серьезнейший спад и говорим, что прекрасно справляемся, признавая при этом, что главная причина наших проблем лежит внутри страны. Поэтому высокой оценки работы кабинета Медведева я не понимаю и не разделяю.
Нефть расколола правительство
В правительстве продолжаются дискуссии о том, нужно ли увеличивать налоговое бремя нефтяников, или по традиции не трогать отрасль, которая приносит высокий доход в бюджет. Согласно действующему с начала 2015 года налоговому маневру, нефтегазовые компании в ближайшие годы ждет повышение налога на добычу полезных ископаемых, которое будет компенсировано постепенным снижением пошлин на экспорт сырой нефти. Однако в августе Министерство финансов обнародовало планы по коррекции этого маневра: пошлины будут снижены меньше. На сессии форума «Россия зовет» министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Алексей Улюкаев заспорили о том, нужно ли во время кризиса заставить нефтяников раскошелиться чуть больше во благо бюджета.
«Кто основной производитель в нашей стране? Нефтянка. Что нужно сделать? Нужно помочь нефтяному бизнесу инвестировать», — заметил Улюкаев.
«Мы в последнее время только нефтянке и помогали. Чем больше не будем помогать нефтянке, тем меньше останется для других секторов экономики. А вот это как раз, мне кажется, тактическая у нас ошибка была в последние годы», — не согласился Силуанов.
«Новая» попросила партнера компании «Русэнерджи» Михаила КРУТИХИНА прокомментировать разногласия в правительстве и возможный исход.
— Отрасль пытается действовать через отраслевые министерства, — замечает Крутихин. — «Газпром» поддержал идею налогового маневра правительства, потому что он находится в привилегированном положении. Он отчитывается напрямую перед президентом, а не перед министерством или ФАС, у него есть еще жирок. У «Роснефти» ситуация труднее, поскольку она влезла в гигантские долги, накупив много активов совершенно ненужных, просто для пижонства. Например, нефтеперерабатывающие мощности в Германии, где совсем слабая маржа, абсолютно нерентабельные активы в Венесуэле.
У меня такое ощущение, что в итоге решат все равно что-нибудь взять у нефтяных компаний. Уже есть решение задержать им обещанное снижение вывозной импортной пошлины на сырую нефть: в этом году повысили налог на добычу полезных ископаемых взамен на понижение экспортной пошлины. Но пошлину решили практически не понижать — значит, это просто вульгарное повышение налога.
Думаю, объемы добычи в будущем году будут снижаться независимо от того, увеличится ли налоговое бремя. Компании из-за низких цен на нефть, а некоторые — из-за санкций, вынуждены сворачивать инвестиционные программы. Санкции не позволяют им брать кредиты на долгие сроки, низкие цены сокращают валютные поступления, и инвестиции сокращаются. Я предполагаю снижение финансирования инвестпрограмм на 30%, а это значит, что будет меньше бурения, меньше разведки, меньше введенных в эксплуатацию скважин. Компании сосредоточатся на легкоизвлекаемых запасах, а трудная нефть останется в земле. «Лукойл» оценивал стоимость барреля трудноизвлекаемой нефти в 80 долларов — кто сейчас сможет продать ее по такой цене? А поскольку в России 70% оставшихся запасов — это трудноизвлекаемая нефть, несложно понять, что общая добыча будет падать, и увеличение налогов ускорит этот процесс.
Спасут ли кредиты малый бизнес?
Одним из самых цитируемых стало выступление главы ВТБ Андрея КОСТИНА, точнее, один из фрагментов выступления. Вот он:
— Говорят, что банки должны больше кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране в силу каких-то причин, если нет поля деятельности для них, то какой смысл больше кредитовать? Это будут невозвратные долги. Идти нужно от потребления. Есть потребление, есть спрос — будут и деньги. А зачем просто так заливать экономику дешевыми деньгами ради создания искусственного спроса?
Правда, в цитатах, которые разошлись по лентам агентств и сайтам новостных ресурсов, исчезло слово «больше». И получилось, что глава второго по величине госбанка предлагает вообще отказаться от кредитования малого и среднего бизнеса, в то время как он говорил только о сомнительности пользы от наращивания темпов такого кредитования в нынешних условиях. Тем не менее Костину удалось направить фокус общественного внимания в дальний угол информационного пространства, где в тени Украины, Сирии и барреля давно находится малое и среднее предпринимательство.
Ситуацию с кредитованием МСП и положением этого сектора экономики для «Новой» прокомментировала председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна ЯКОВЛЕВА:
— Малый бизнес втоптан в грязь бюрократами, чиновниками, кризисом, а теперь удивляются, что его кредитовать рискованно. Малый бизнес закрывается по причинам, которые — я слушала — на форуме не назвали ни разу. Слово «коррупция» не прозвучало ни из чьих уст.
Объем документов, которые нужно предоставить для кредита, — фактически запретительный для малого бизнеса. Получается замкнутый круг: банк знает, что малый бизнес — рискованный заемщик, и спрашивает с него высоконадежный залог. А в залог бизнесу предоставить нечего, так что обходятся без кредитов: собирают деньги по родственникам или берут потребительский кредит, а вкладывают деньги в дело.
Есть федеральная программа помощи малому бизнесу, деньги до сих пор выделяются, совсем недавно было решено еще 35 миллиардов направить на поддержку бизнеса в регионах… Я вчиталась в эту программу: это же ужас какой-то. У нас самый главный человек в жизни бизнеса — понятное дело, чиновник. Чиновник должен написать, сколько у него потребности в этих деньгах, а для этого найти бизнесменов, которым собирается помогать. Вся эта помощь не работает — нерыночный инструмент. Раздача бесплатной помощи бизнесу — малый он или крупный — это неправильно. Бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать. Другое дело — выделять бюджетные деньги, чтобы банки снижали кредитные ставки или покрывали риски, которые несет малый бизнес.