СюжетыОбщество

Летчик Андрей Литвинов: «Это было не движение на грозу, а попытка обойти молнию сверху»

Как банкротство «Трансаэро» сказывается на летчиках «Аэрофлота», что они чувствуют, увеличилась ли их нагрузка?

Этот материал вышел в номере № 115 от 19 октября 2015
Читать
Как банкротство «Трансаэро» сказывается на летчиках «Аэрофлота», что они чувствуют, увеличилась ли их нагрузка?
Фото: Андрей Литвинов / из личного архива
Фото: Андрей Литвинов / из личного архива

1 октября была остановлена продажа билетов на рейсы первой в России крупнейшей частной авиакомпании «Трансаэро». Это было связано с астрономической суммой общего долга компании — 260 миллиардов рублей. Одним из самых безболезненных сценариев спасения было решение о передаче 75% плюс одной акции «Аэрофлоту» за один рубль. Но акционеры не успели в установленные сроки собрать нужный пакет. Теперь уже речь идет о запуске процедуры банкротства, решение принято на уровне правительства.

Сегодня вторая по значимости после «Аэрофлота» компания, успешно развивавшаяся на протяжении 24 лет, практически еле жива. Основную нагрузку по перевозке ее пассажиров, которые купили билеты заранее, взяли на себя группы компании «Аэрофлот». Это уже не спасение, скорее — паллиатив… Как ситуация сказывается на летчиках «Аэрофлота», что они чувствуют, увеличилась ли их нагрузка? На вопросы «Новой газеты» отвечает летчик 1-го класса, «отличник «Аэрофлота», командир воздушного судна А-320, друг редакции Андрей Литвинов.

— Для меня лично — это больно и горько сознавать, что эпоха «Трансаэро», по сути, заканчивается. Для высокопрофессиональных летчиков сам факт ее присутствия на авиарынке России создавал выбор: летчики легко переходили из одной организации в другую, если так было лучше по каким-то личным причинам. Уровень сотрудников обеих компаний достаточно высокий, как летчиков, так и бортпроводников. Эта была некая свобода. Ко всему прочему, мне искренне жаль коллег, которые оказались сегодня в такой непростой ситуации. Я уверен, что большую часть трудоустроит «Аэрофлот», но за бортом еще останутся высококлассные летчики и бортпроводники.

— В своих интервьюгендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорит, что теоретически можно взять максимум5—6 тысяч сотрудников «Трансаэро», притом что их общее число — 12 тысяч человек. Как, по-вашему, будет происходить этот отбор?

— У «Трансаэро» самолеты«Боинги» 767, 747, 737, а мы на таких не летаем. У нас аэробусы и «Боинги» 777. Еще суперджеты. Логично предположить, что возьмут прежде всего тех, кого не надо переучивать, кто летает на таких же воздушных суднах, что есть в «Аэрофлоте».

— Есть данные, что «Аэрофлот» за октябрь уже перевез около 90% пассажиров, купивших авиабилеты «Трансаэро».Ваша нагрузка теперь увеличилась?

— Нет, нагрузка летчиков «Аэрофлота» не увеличилась: тот факт, что все рейсы «Трансаэро» сейчас находятся в оперативном управлении нашей компании, не отменяет именно на данный момент их собственной работы. Рейсы выполняют летчики «Трансаэро» на своих самолетах.

«Аэрофлот» просто помогает на каких-то условиях, не связанных с деньгами, как я понял.

График трудный, так как «Трансаэро» успело продать около 450 тысяч авиабилетов на дальние сроки, вплоть до 25 апреля 2016 года. Люди, купившие билеты, не должны страдать, до 15 декабря мы перевезем 90—95% всех пассажиров «Трансаэро». Если вылет назначен на период после 15 декабря, то деньги пассажирам вернут в полном объеме. К этому времени полеты «Трансаэро» могут быть уже полностью остановлены.

— Андрей, у вас репутация бунтаря, человека, который никогда не отмалчивается, если видит несправедливость. Вы сказали о сочувствии к коллегам «Трансаэро», не кажется ли вам, что руководство «Аэрофлота» все-таки могло спасти терпящую бедствие компанию? Сейчас в интернете появилась петиция, в которой говорится о том, что ваша компания не хотела спасать конкурента: его банкротство выгодно, потому что «Аэрофлоту» перейдет весь поток пассажиров и новые маршруты…

— Я начну с того, что «Трансаэро» всегда было ориентировано на чартерные рейсы, а мы — на регулярные. Это — не конкуренция. Чартерные рейсы продаются пакетом, вместе с наземным обслуживанием. Вот почему у них были дешевые билеты: задача турагентства продать дорого не билет, а путевку. У нас в основном очень разные пассажиры.

Главный вопрос — спасение «Трансаэро», это можно было сделать, только купив его вместе с долгами. Но сумма общего долга — 260 миллиардов — просто убила бы и самого спасателя-покупателя. Это было бы реальной угрозой.

Да, я очень глубоко сопереживаю летному составу «Трансаэро».

Но все, что случилось, — ошибки и самонадеянность их руководства. Таковы законы рынка, как ни жаль. Только человек «внезапно смертен», а крупная авиакомпания не может неожиданно погибнуть.

В парке «Трансаэро» 106 самолетов, большая половина из них — дальнемагистральные. Такие же суда компания продолжала покупать, несмотря на кризис. Продолжала в момент, когда в связи со скачком доллара резко увеличились затраты на обслуживание парка, а типичный пассажир «Трансаэро», турист, наоборот, резко уменьшил количество своих путешествий.

— Говоря профессиональным языком летчика, это было движение на грозу?

— Скорее это была попытка обойти молнию сверху. Мне вспоминается катастрофа в Донецке 2006 года. Пулковский экипаж на самолете Ту-154 летел из Анапы. В небе на большой высоте стоял грозовой фронт, мощные грозы с сильным градом. Его нельзя было облетать сверху, можно только стороной, командир же самонадеянно принял решение подняться выше, не считаясь с максимально допустимой нормой высоты для данного типа самолета. Ту-154 разбалансировался, пилотирование уже было невозможно… и самолет свалился в штопор. Экипаж потерял возможность контролировать свой самолет, началось неуправляемое падение. Погубили и себя, и сотни пассажиров…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow