Сюжеты

Композитор живописи

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»: за всю историю Третьяковки такого еще не было!

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 116 от 21 октября 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»: за всю историю Третьяковки такого еще не было!


Мика Морозов. 1901. Холст, масло. 32,3х70,6
Третьяковская галерея

Выставка развернулась на трех этажах здания ГТГ на Крымском Валу. Кураторы Ольга Атрощенко, Лидия Торстенсен и Мария Кривенко организовали экспозицию из нескольких сотен работ, хранящихся в разных музеях и частных коллекциях.

Внушительная выставка похожа на многоактный спектакль с непростой драматургией, захватывающими интригами, постоянно сменяемыми героями, множеством второстепенных персонажей и запутанными «подводными течениями». Сначала солирует солнечная «Девочка с персиками» (самая узнаваемая картина Серова стала эмблемой проекта). Главная героиня финала — Ида Рубинштейн, словно высеченная черным углем на сероватом холсте. Между ними — 23 года, сложных поисков, жизнь на сломе эпох, движение от импрессионизма к экспрессионизму. От безмятежных настроений — до трагического надлома…

Для творчества самого значительного художника эпохи (как справедливо сказано в пресс-релизе проекта) контекст важен как никогда. Прежде всего контекст исторический. Валентин Серов, один из самых востребованных портретистов своего времени, составил своеобразную летопись в лицах. Писал портреты выдающихся современников и сановных особ, друзей и родственников, самых высоких лиц государства и простых крестьян.

За неинтересные заказы не брался, сколько бы денег ни сулили. А тех, кого рисовал, изучал пристально, нередко заостряя на холсте наиболее яркую, доминирующую черту характера. Оттого все его герои — абсолютно живые. Мы представляем себе Римского-Корсакова, Лескова, Мамонтова, Левитана, Ермолову, Шаляпина, Коровина так, как их изобразил Серов. И о глубине натуры Николая II узнаем много нового именно благодаря его портретам.

Чувство сопричастности передается зрителям. Кажется, вот-вот заведет речь о былом изумительная старуха Мария Федоровна Морозова, мать знаменитого Саввы Морозова. Недоверчиво возразит чему-то князь Владимир Голицын. Зальется смехом Анна Карловна Бенуа. А Мика Морозов (в будущем выдающийся советский шекспировед) изречет проницательную младенческую истину.

Устроители выставки сопроводили портреты пояснительными текстами с краткими биографиями. Подавляющее большинство заканчивается одинаково, эмиграцией. Сам Серов до октябрьской катастрофы не дожил. Но каким же даром надо обладать, чтобы так уловить и передать мрачные предчувствия! 1900‑й, «Портрет С. М. Лукомской», акварель. В самоуглубленном взгляде красивой, усталой женщины столько горя, что опытные психиатры много позже угадывают по нему тяжелые недуги.

Серова сравнивают с Тицианом, Веласкесом, Рембрандтом. Истоки серовского психологизма ищут во влиянии на него маститого Репина, бывшего наставником гения с ранних лет.

Но вместе с тем Серов ни на кого не похож. И есть ли в истории русской живописи другой художник, кто мог так фотографически и так чутко писать глаза своих моделей? Серовские холсты хранят людскую энергетику, и выдержать ее порой не так-то просто.

Насыщенная экспозиция представляет все грани творчества Серова — живопись, графику, книжную иллюстрацию, сценографию, прикладное искусство. Неожиданным для многих предстает Серов‑карикатурист. Двенадцать листов с карандашными рисунками к басням Крылова — предтеча современной анимации, уж очень хочется оживить выразительные образы. Роскошный занавес к балету «Шахерезада» видится зримой музыкой и требует длительного рассмотрения. Впрочем, музыкальность полотен Валентина Серова, сына знаменитого композитора и известной пианистки, — отдельная тема.

От радужной сонаты «Девочки с персиками» до острых мелодий портретов Иды Рубинштейн и княгини Щербатовой (последней, неоконченной работы художника) — богатое наследие, увлекающее многообразием тем и смыслов. Конечно, на такую выставку стоит прийти несколько раз. Экспозиция работает до 17 января.

Елена ГУБАЙДУЛЛИНА — 
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera