Сюжеты

Педагогика прирастает Самарой

В городе функционирует единственный в России филиал московского педа, где учителей учат учить, а преподавателей — преподавать

Общество

Наталья Фоминасобкор в Самаре

В городе функционирует единственный в России филиал московского педа, где учителей учат учить, а преподавателей — преподавать

Когда-то в Самаре был педагогический институт. Теперь его практически нет; то, что осталось, зовется Социально-гуманитарной академией. Поволжской, государственной. А вот в Москве педагогический институт есть, и его полное имя — Московский городской педагогический университет. Это учебное заведение в 1995 году основал Виктор Васильевич Рябов — тот самый профессор Рябов, знаменитый, орденоносец, член-корреспондент РАН, бывший в свое время ректором куйбышевского пединститута, потом — ректором госуниверситета, которого тоже нет.

В Самаре функционирует единственный в России филиал МГПУ — тут учителей учат учить, преподавателей — преподавать, а педагогов — педагогике. Профессор Рябов является президентом МГПУ, и вот вместе с ректором вуза, Игорем Реморенко, они приехали в Самару — чтобы здесь провести совместное заседание ученого и педагогического советов.

Президиум готовится принять высоких чиновников: заместителя председателя регионального правительства Александра Фетисова и городского главу Олега Фурсова. На рабочих трибунах выделяется табличка депутата Госдумы Александра Хинштейна, с самого краю. Предупредил, что опоздает, вполголоса переговариваются организаторы.

На демонстрационном экране дергается слайд: повестка дня. Предполагается обсудить стратегию развития университета вообще, местного филиала в частности, третий пункт — «разное».

Ректор университета предлагает выступить с приветственным словом самарскому мэру и зампреду правительства, что последние и проделывают, довольно коротко. При этом Олегу Фурсову презентуют в честь его второго избрания/переизбрания на посту книгу «Самарцы в Москве», что производит двойственное впечатление: вроде бы мэром господину Фурсову предстоит работать в другом городе. Однако мэр не расстраивается и красиво говорит о выпускниках МГПУ, что они «принесли в копилку самарского образования много ярких побед».

Господин Фетисов рекомендует присутствующим выходить на «новый уровень взаимодействия московского и самарского филиалов» и признается в том, что сам по образованию — учитель истории. Часто звучит слово «Китай», это потому что в филиале МГПУ учат на переводчиков с китайского, а больше в Самаре — нигде.

Следующим слово берет сам ректор и рассказывает, зачем вузу понадобилась новейшая стратегия: с задачей ликвидировать кадровые проблемы средней школы справились, и пора сочинить что-то еще. Придумали превратить городской педагогический университет в просто городской университет. На экране появляется слайд, где написано: параллель с викторианской эпохой. Ректор поясняет, что, когда в средние века в Лондоне открыли городской университет, главным его предназначением было приобщать выходцев из деревень к жизни в столице.

Городской университет в Москве или его филиал в Самаре тоже может приобщать. Почему такая стратегия амбициозна? — как бы сам себя спрашивает ректор и сразу же сам себе отвечает: потому что она направлена на развитие городов. Чтобы, скажем, в каждом большом городе люди росли духовно и интеллектуально.

В прениях внезапно один из участников горячо просит не говорить «учитель», а говорить «педагог». Это принципиально.

С участником бегло соглашаются, и заседание продолжается. Следующий оратор докладывает о «гедонистическом образовании городских ротозеев»: центры превосходства, настроенные на преобразования преподаватели, качество абитуриентов, взаимодействие со школами, softskills — мягкие навыки, необходимые менеджеру.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera