СюжетыПолитика

Остров романтических патриотов

За мечты об идеальном Севастополе приходится расплачиваться собственным бизнесом

Этот материал вышел в номере № 121 от 2 ноября 2015
Читать
Олег Николаев, владелец ресторана «Остров», спустя несколько месяцев после нашей первой встречи окажется в центре скандала — из-за его политической позиции и поддержки спикера Заксобрания Алексея Чалого, конфликтующего с губернатором Сергеем Меняйло
Олег Николаев и его «Остров». Фото: Сергей Анашкевич, архив О. Николаева
Олег Николаев и его «Остров». Фото: Сергей Анашкевич, архив О. Николаева

Неравнодушные граждане, жаждущие справедливости и позитивных перемен, рано или поздно оказываются на «Острове». Так называется эко-ресторан в Севастополе, который примечателен не только концепцией (работает исключительно с местными фермерами), но и своей аудиторией. Для региона «Остров» — это место притяжения, своеобразный клуб по интересам. Здесь можно встретить как сторонников героя «Русской весны» Алексея Чалого, разрабатывающих очередной план борьбы с коррумпированными чиновниками, так и московских селебритис.

Местный активист назначает мне встречу на Историческом бульваре, 3. Именно по этому адресу расположена одна из визитных карточек Севастополя — эко-ресторан «Остров». Главный месседж заведения, не уступающего по уровню сервиса и качеству блюд ведущим ресторанам столицы, раскрывает его директор Михаил Богданов: «Актуальное для России полное локальное импортозамещение позволяет создавать культуру эко-еды и к тому же обеспечить постоянными заказами севастопольских и крымских фермеров».

Во время интервью к нам за столик подсаживается высокий мужчина с бородой и длинными русыми волосами. Он выглядит как герой романтического фильма: одет в льняные штаны и кремовую рубашку навыпуск, мало говорит и задумчиво молчит, глядя в монитор макбука. Этот мужчина — Олег Николаев, бизнесмен и владелец «Острова», — спустя несколько месяцев после нашей первой встречи окажется в эпицентре скандала.

Сейчас ресторан находится на грани закрытия — из-за политической позиции Николаева и его поддержки спикера Заксобрания Алексея Чалого, конфликтующего с губернатором Сергеем Меняйло.

От «Аквариума» до «Острова»

Свой первый бизнес-проект Олег Николаев создал еще в двадцать два года: открыл кооператив «Аквариум» и стал торговать аквариумными рыбками. Он принадлежит к той категории людей, которые любят начинать все с нуля: менять города и сферы деятельности. В 2012 году Николаев переехал из Москвы в Севастополь, откуда родом его жена, и спустя год открыл там свой первый эко-ресторан.

Еще до присоединения Крыма к России бизнесмен основал в городе два общественных движения: «Застройки.нет» и «За чистый Севастополь». Первый проект занят мониторингом незаконной застройки города, его заповедных зон, второй — организацией ежемесячных субботников. Бизнесмену удается собрать вокруг своих идей неравнодушных граждан: на карте «незаконных застроек» числятся 200 объектов, в движении «За чистый Севастополь» состоят несколько тысяч человек.

— Каждую последнюю субботу месяца мы устраиваем субботники — уже проведено 37 мероприятий. Собираемся в любую погоду, покупаем пакеты, перчатки и чай. Сами активисты выбирают место с помощью голосования. Приходят даже жители районов и депутаты Заксобрания. У нас в движении строго задекларировано: мы вне политики, мы чисто про мусор. На самом деле этот проект преследует воспитательные цели и рассчитан на детей. Я считаю, что человек меняется, как только начинает убирать мусор за незнакомцем. Мои дети, к примеру, когда видят бутылку на улице, поднимают ее и бросают в урну.

Спонсор кандидата Чалого

С Алексеем Чалым в «Острове». Фото: И. Тиманков, архив О. Николаева
С Алексеем Чалым в «Острове». Фото: И. Тиманков, архив О. Николаева

Как только Крым сменил прописку, Николаев вместе с другими севастопольцами учредил первую народную дружину, заключившую соглашение с правоохранительными органами Севастополя о совместном патрулировании и охране общественного порядка, — «Рубеж». Именно эта организация вместе с активистами «Чистого берега» засветилась этим летом в скандальной акции: проникла на территорию особняка экс-министра обороны Украины, контролирующего половину строительства в Севастополе, и обличила его в нарушении закона (тот построил забор, преграждающий местным жителям доступ к морю).

Николаев также возглавил региональное отделение «Деловой России» в Севастополе, стал членом местного штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) и руководителем рабочей группы «Диалог власти и общества». Именно он организовал отбор и приглашение группы технологов для проведения предвыборной кампании команды Чалого —«Единая Россия» на выборах в Заксобрание 2014 года. Из-за противодействия агитации со стороны правительства Николаеву, по его словам, даже пришлось привлечь собственные ресурсы на организацию кампании.

Письмо президенту

Многочисленные попытки Николаева построить Севастополь своей мечты встречали сопротивление исполнительной власти. Вместе с виноделом Павлом Швецом он участвовал в разработке концепции развития авторского виноделия и привлечения инвесторов, но правительство Севастополя не нашло ни единого гектара земли для реализации инвестиционного проекта. И даже визит Дмитрия Медведева на авторскую винодельню Швеца и поддержка им проекта не помогли.

Еще одна история противостояния с правительством стала для Николаева решающей. Вместе с другими членами ОНФ он участвовал в мониторинге незаконного строительства в зонах культурного и исторического наследия на особо охраняемых природных территориях. После того как были обнаружены незаконные инвестиционные контракты, заключенные правительством с застройщиками, Николаев организовал обращение ОНФ в правительство Севастополя с требованием расторгнуть один из контрактов, а также предоставить копии других. Прокуратура города обязала губернатора выполнить первое требование.

Скандал получил развитие. В конце июля этого года представители ОНФ и депутаты Заксобрания решили объединиться в инициативную группу «Служу Севастополю» (туда, к слову, вошла сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева). Первым делом они начали сбор подписей под обращением к президенту о социально-экономической ситуации в Севастополе. Главный месседж послания сводился к тому, чтобы «наказать должностных лиц, виновных в фактическом разграблении города, и наладить механизм управления Севастополем».

Члены инициативной группы планировали провести митинг на главной улице города, однако получили отказ от правительства. Сначала чиновники попытались мотивировать свое решение тем, что «акция на площади Нахимова может негативно сказаться на потоке туристов», затем сослались на концерт группы «Ласковый май», который, как неожиданно выяснилось, проводится при содействии правительства и запланирован на тот же день.

Конфликт между исполнительной и законодательной властями Севастополя развивается давно. Формально Чалый не имеет отношения к инициативной группе, однако очевидно, что люди, входящие в нее, являются сторонниками его идей. В одном из интервью Чалый обвинил команду губернатора в «чванливости, некомпетентности и вороватости».

Политическая гастрономия

За две недели активистам удалось собрать 22,5 тысячи подписей (7% взрослого населения города) и передать их в администрацию президента РФ. Однако сразу после старта кампании по сбору подписей началось давление на бизнес одного из членов инициативной группы «Служу Севастополю» — Олега Николаева.

Сначала в ресторан, который еще год назад посещал сам губернатор Севастополя, нагрянули два человека, представившиеся работниками ГКУ «Фонд госимущества». Они потребовали показать им всю имеющуюся документацию на объект, но не предъявили служебных удостоверений. В тот раз проверяющие ушли ни с чем. Позднее в интернете был опубликован отчет, который по итогам рейда начальник этого фонда отправил директору департамента по имущественным и земельным отношениям. Если верить этому документу, то поручение о начале сбора информации об «Острове» исходило из правительства Севастополя.

Затем в ресторан нагрянули с внеплановой проверкой представители Роспотребнадзора и прокуратуры.

— Это случилось на следующий день после встречи в администрации президента первого заместителя ее главы Вячеслава Володина с Чалым, Меняйло и полпредом Белавенцевым, где обсуждали обращение нашей инициативной группы.

Когда в мой ресторан зашли три решительно настроенные женщины и молодой парень, помощник прокурора, я сказал своим ребятам: «Ну вот, началось!» История эта примечательна еще и тем, что помощник прокурора заехал за сотрудницами Роспотребнадзора на личном автомобиле марки «Мерседес-бенц», привез их в «Остров», а потом на этой же машине доставил образцы блюд в лабораторию.

Мы отправляли помощнику прокурора запрос, чтобы выяснить, откуда у него такая дорогостоящая иномарка. Он прислал официальный ответ, из которого следовало, что машина принадлежит его маме. А в протоколе Роспотребнадзора «Мерседес» был назван специальной техникой, на которой по закону предписано перевозить пробы».

Формальным основанием для проверки послужила жалоба на «некачественную пищу в ресторане» от гражданки Украины (якобы она приехала в Севастополь на один день). Однако 21 сентября в суде, на котором рассматривался иск местного управления Роспотребнадзора о закрытии ресторана, были перечислены 26 замечаний (их суть была связана уже не с вышеупомянутым обращением, а нарушением правил безопасности).

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— Мы принесли документы, подтверждающую нашу правоту, — рассказывает Николаев, — экспертизу Торгово-промышленной палаты. Попросили привлечь к делу питерский Роспотребнадзор для проведения независимой экспертизы ресторана, но судья отклонила ходатайство без объяснения. Одна из двадцати шести претензий Роспотребнадзора касалась отсутствия в ресторане медицинских книг. Другая — отсутствия вентиляции. Мы принесли медицинские книги, всю техническую документацию на вентиляцию, фотографии и видео, подтверждающие, что все работает. Но все наши доказательства не были приобщены к делу. Самое вопиющее то, что у Роспотребнадзора не было ничего, кроме слов очевидца.

Суд принял решение о приостановке работы «Острова» на тридцать дней. Однако, несмотря на это, ресторан продолжает работать (Николаев успел переоформить заведение на другого предпринимателя).

«Не призывают к смене власти»

— Мы опасаемся новых провокаций, потому что происходящее со мной — показательная расправа, — говорит Николаев.

— До севастопольцев хотят донести одну мысль: все проблемы нужно решать кулуарно. Когда мы собирали подписи, один из людей «Самообороны» позвонил нашему депутату и прямо так сказал: «Прекратите бучу поднимать, все нужно решать в тиши кабинета». Обидно, что когда пытаешься назвать вещи своими именами, на тебя вешают ярлык: «пятая колонна».

Еще одна претензия местных властей к бизнесмену связана с местоположением «Острова». Кроме иска Роспотребнадзора в суде Ленинского района находится иск правительства города. Чиновники требуют снести здание на Историческом бульваре, 3, в котором с середины лета 2013 года арендует помещение ресторан «Остров».

— Чтобы окончательно расквитаться со мной, они решили снести здание, поскольку оно было незаконно построено еще при Украине, хотя это и не так. Правда, они не сразу сообразили, что я арендатор, а не собственник. Самое ужасное, что мы делим здание с другим рестораном. И вот этот человек, его владелец, не имеющий отношения к политике, попал под раздачу.

Николаев вспоминает, что все началось еще в феврале, когда ресторан оказался в законопроекте губернатора, который предполагал национализацию 35 коммерческих объектов, не имеющих стратегического значения (в том числе «Острова»). Бизнесмен тогда не придал особого значения этому факту, а депутатам Заксобрания во главе с Чалым удалось отклонить этот документ.

— «Остров» хотели отнять, потому что люди, которым принадлежит здание, являлись юристами Сергея Куницына, бывшего мэра Севастополя. Именно такая формулировка была приведена в этом законопроекте. Конечно, во время Русской весны был велик соблазн хапнуть собственность и жить припеваючи, но это не наш путь: мы арендуем «Остров» за очень большие деньги и исправно платим налоги.

В связи с давлением на ресторан Николаев уже обратился с официальным письмом к бизнес-омбудсмену, Медведеву, Путину и главе ФСБ. Он считает, что показательная расправа с лидером делового сообщества, владельцем ресторана, ориентированного на местных фермеров и виноделов, является плохим сигналом для потенциальных инвесторов в экономику региона. Николаев по-прежнему мечтает о развитии своих идей, однако сейчас вынужден заморозить все проекты (местный фаст-фуд нового формата, производство крымских сыров и конфитюров) до разрешения ситуации с «Островом».

— Мне кажется, что местные органы власти должны всячески оберегать людей, которые обеспечивают других рабочими местами и платят налоги. Нам необходимо ориентироваться на развитие местного производства, а не жить на иждивении у федерального центра. Ко мне приходят за советом предприниматели, которые планируют открыть какой-то бизнес в Крыму. Но что я им скажу? Если это возможно со мной, с публичным человеком, то что будет с другими, что будет с человеком, который пожалуется на то, что вокруг его дома не убирается мусор? Никто даже не узнает о том, что у него отжали бизнес.

Николаев уверяет, что продолжит борьбу с незаконными решениями правительства даже в том случае, если власти Севастополя найдут очередной способ закрыть его ресторан.

— Я один из тех романтиков, которые мечтают сделать из Севастополя оазис законности.

— Закрытие «Острова» будет для нас водоразделом. Нам просто не повезло с теми людьми, которые управляют городом. Члены инициативной группы «Служу Севастополю» не призывают к смене власти, они требуют верховенства закона. Когда нам отказали в проведении митинга, мы не стали проводить несанкционированное мероприятие. Мы хотим, чтобы обращение к президенту привлекло внимание к проблемам города. И чтобы федеральные власти навели законный порядок в Севастополе.

Севастополь—Москва

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow