СюжетыОбщество

Как развивать незнамо что

Что предлагает интернет-сообщество само себе в рамках Российской интернет-недели: выбраться из-под завалов вредных законов, поблагодарить Роскомнадзор, похоронить импортозамещение, оставить Михалкова офлайн

Что предлагает интернет-сообщество само себе в рамках Российской интернет-недели: выбраться из-под завалов вредных законов, поблагодарить Роскомнадзор, похоронить импортозамещение, оставить Михалкова офлайн

Судя по всему, долгосрочной «Программе развития Интернета», разработанной созданным одноименным Институтом (ИРИ), эпохальным событием стать не суждено: и без того слишком много родилось в последние год-два инициатив, так и оставшихся на бумаге, чтобы считать продукт деятельности ИРИ чем-то выделяющимся из общего потока. Правда, как сказал мне один из экспертов, привлеченных к созданию программы: «Если есть хотя бы 0,1% вероятности, что наши предложения будут учтены, то этим уже стоит заниматься. И мы не сами это затеяли — нас попросили, так почему бы и нет?» Но надежд на какие-либо реальные последствия мало: Госдума наштамповала законов, касающихся IT-отрасли, столько, что уже не до «развития Интернета». Разгрести бы последствия этой хаотического «законотворчества», что уже само по себе задача, вероятно, не на один год.

И, кроме того, никакая программа не сработает без системных изменений в совершенно посторонних ведомствах, на первый взгляд никакого отношения к интернету не имеющих. Председатель совета ИРИ Герман Клименко во всех своих выступлениях подчеркивает пример медицинской отрасли, которой посвящен отдельный раздел программы. «В наш век технологий пациент должен иметь возможность получать необходимые документы онлайн. Мы должны оптимизировать процесс работы с врачами с помощью интернета, как это было в свое время сделано с такси», — заявил он 21 октября на открытии Russian Internet Week (RIW-2015). Нет никаких сомнений, что в отрасли, которая все последние годы шла по пути все большей бюрократизации, никто этим заниматься в обозримое время не будет.

Импортозамещение: воз не сдвинут

Нет, конечно, принят 188-ФЗ, в рамках которого создается реестр отечественных программ и предполагается ограничить приобретение иностранного ПО госкомпаниями. Однако его значение для отечественной IT-отрасли хорошо демонстрирует тот факт, что на RIW-2015 за целый день, включая и пленарное заседание, закон не был упомянут ни разу.

О том, что специалисты оценивают срок создания российской национальной IT-платформы в 10—15 лет, никто даже и не вспоминает: мыслить в таких временных категориях современные чиновники и бизнесмены не научились. Не получают развития даже такие осторожные предложения, как отмена НДС на экспорт IT-продуктов, дабы убрать хоть часть стимулов для перевода отечественного бизнеса за рубеж. Участники дискуссии об импортозамещении подчеркивали, что утечка IT-кадров — не вопрос одной лишь заработной платы: «разработчики едут за задачами, — сказал Дмитрий Мраморов из «Контура». «Государство может не только стимулировать спрос, — добавил он, очевидно намекая на 188-ФЗ, — но и создавать рынки».

Пока же госкорпорации вместо импортозамещения, как отметил Дмитрий, запасаются импортным ПО впрок — в начале 2015 наблюдался всплеск приобретения лицензий в расчете на ужесточение санкций с той стороны и законодательства с этой.

Многие IT-предприниматели и эксперты неоднократно подчеркивали, что развитие в пределах российского IT-рынка, составляющего 1—2% от мирового, недостаточно для создания конкурентных и надежных продуктов. Выступавшие на RIW-2015 переиначили тезис наоборот: выход на международный уровень невозможен без освоения национального рынка, и все успешные корпорации шли именно таким путем. Известный предприниматель Игорь Ашманов, трезво оценивая возможности российского IT, заметил в разговоре со мной, что на международный уровень нас никто сейчас просто не пустит.

Не очень нас ждут и в рамках БРИКС: Дмитрий Комиссаров из компании «Новые Облачные Технологии» подчеркнул, что лидером БРИКС в части новых технологий является Китай, который «вообще никого не ждет».

Однако есть одно обстоятельство, о котором все сторонники национального вектора в развитии IT, как нарочно, забывают. Не в продажах и прибылях дело: IT-разработки по своей природе интернациональны. Наиболее радикально высказался в этом отношении Давид Ян, основатель ABBYY — одной из самых успешных российских IT-компаний (в том числе, кстати, и на международном уровне). В передаче «Ракурс» на телеканале РБК 22 октября он заявил, что «высокотехнологичный бизнес успешен лишь тогда, когда он космополитичен».

Я уже упоминал на страницах «Новой» о том, к чему привела страну под названием СССР попытка создания своих IT-отраслей в условиях международной изоляции. Взаимодействовать с международным сообществом и свободно конкурировать с западными продуктами, пусть даже только внутри страны, жизненно необходимо для самой отрасли. Информационные технологии — не сфальсифицированный отечественный сыр, который с пальмовым маслом вместо коровьего пусть и невкусный продукт, но все же далеко не ядовитый. А плохо отлаженная программа в какой-нибудь системе Мосэнерго вполне способна вызвать последствия посерьезнее любого теракта.

Кстати, о международной изоляции. Пресловутый перенос данных пользователей на территорию России (задуманный якобы для выведения их из-под ока американских спецслужб) уже не следует понимать буквально, как перенос дата-центров Google или Facebook на российскую территорию. После вмешательства отрасли (поддержанной, как ни странно, администрацией президента) речь идет только о первичном сборе данных на территории России с разрешенной трансграничной передачей. То есть спецслужбы добились своего: для доступа к данным пользователей того же Facebook или почты Google юридические препятствия устранены, а будут ли с ними знакомиться в американском АНБ — никого всерьез и не волновало. Вот и истинный мотив.

Авторское право без Никиты Михалкова

На пленарном заседании RIW-2015 президент Медиа-коммуникационного сюза Сергей Петров выразил горячую благодарность руководителю Роскомнадзора Александру Жарову за то, что ведомство наконец стало предпринимать какие-то, по его мнению, реальные шаги в области борьбы с пиратством. Вероятно, он имел в виду недавнее закрытие доступа к 18 торрент-трекерам и online-кинотеатрам (которое еще, кстати, будет обжаловано из-за многочисленных отступлений от закона). При этом самый известный торрент-трекер Rutacker.org, о котором много писали в последнее время, вроде бы получил шанс договориться с музыкальной индустрией.

Стоит отметить, что пока большинство действий подобного рода со стороны государства были слишком топорными, чтобы оказаться эффективными. Стоит вспомнить летнее закрытие доступа к библиотеке «Флибуста» по совершенно фантасмагорическому поводу. Можно ли вообразить большую иронию, чем закрытие свободно распространяемой библиотеки за нарушение прав на творчество Рэя Брэдбери, самое известное произведение которого как раз и посвящено уничтожающей критике общества с запретом на свободный доступ к книгам? Вряд ли таким способом можно воспитать у пользователей уважение к правообладателям.

Настоящая беда, однако, в том, что и правообладатели (намеренно) и вторящие им деятели IT-отрасли (чаще всего вполне бездумно) упускают из виду одну существенную деталь. Они все действуют, исходя из совершенно ложной посылки, которую директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов в своем выступлении на RIW-2015 сформулировал так: «Пиратства не бывает там, где не бывает денег». В представлении этой (небольшой, но влиятельной) группы все, нарушающие авторские права, непременно стараются заработать денег за чужой счет. Любому вдумчивому интернет-пользователю очевидно, что это, мягко говоря, не так, и опровергнуть тезис Агронова на многочисленных примерах совсем несложно.

Правда, правообладатели до прямой постановки вопроса о разделении пиратов и «как бы пиратов» не допустят, потому что им бескорыстные распространители мешают ничуть не меньше настоящих воров. Приходится начинать с мелочей, и тут весьма прогрессивной выглядит инициатива Минкомсвязи, разработавшего проект нового закона о совершенствовании механизма коллективного управления авторскими правами. Во-первых, этот проект предусматривает кардинальную перестройку пресловутых «авторских обществ», в существующем виде представляющих частный закрытый бизнес Никиты Михалкова. Во-вторых, в проекте наконец поднят вопрос о введении в общественный оборот «сиротских произведений», каковых в стране, население которой никогда не отличалось юридической грамотностью, неисчислимое количество.

Но еще гораздо важнее всей этой юридическо-бюрократической возни обстоятельство, на которое обратил внимание только один из выступавших в обсуждении закона Минкомсвязи. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев (за последние пару недель умудрившийся стать настоящей звездой СМИ) свое выступление посвятил, кратко говоря, тому, что будущее вообще-то все равно за свободным обменом информацией, и показал на примерах, что признаки этого уже налицо. Вот это и есть главное обстоятельство: раз IT позволяют быстро копировать и тиражировать информацию, то она все равно будет скопирована и растиражирована, и даже самые драконовские законы не смогут остановить эту лавину. Правообладателям вместо попыток собрать обратно в стакан разлитую воду, уже к тому же успевшую заметно подсохнуть, давно бы стоило задуматься о путях переориентации своего бизнеса в изменившемся мире.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow