СюжетыПолитика

Обвинение с использованием всего словарного запаса УК

В Ингушетии началась кампания против правозащитной организации «Машр», международно известной и одной из самых авторитетных на Кавказе

В Ингушетии началась кампания против правозащитной организации «Машр», международно известной и одной из самых авторитетных на Кавказе
Магомед Муцольгов. Фото: Варвара Пахоменко / Facebook
Магомед Муцольгов. Фото: Варвара Пахоменко / Facebook

Еще недавно в части допустимости правозащиты Ингушетия представляла собой симпатичный контраст по отношению к соседним республикам. Здесь никогда не прекращал действовать «Мемориал»; именно сюда переехали ребята из «Сводной мобильной группы» — после того, как в Грозном разгромили их офис. А теперь бессменного руководителя «Машра» Магомеда Муцольгова заподозрили в «экстремистской деятельности».

В пятницу рано утром к одному из частных домов в ингушском поселке Карабулак подъехали три микроавтобуса и две легковые машины. Из них высыпало около тридцати человек в масках, камуфляже и с оружием — типичная картина зачистки. Ингушетия только-только начала отдыхать от этого.

«Они стали ломиться в ворота, — говорит Магомед Муцольгов, — шуметь. Успокоились только после того, как мы их заверили, что сопротивляться не собираемся. Предъявили «постановление о досмотре» и провели обыски в моем доме, доме моего брата (у нас один двор) и офисе «Машр»».

Офис «Машра», от себя добавим, находится здесь же, на Осканова, 83, прямо в домовладении Муцольговых. И вся жизнь их большой семьи — это в общем-то «Машр».

Магомеду Муцольгову 42 года. В правозащиту он пришел после того, как в 2003 году сотрудники ФСБ похитили его брата Башира (они сами свидетельствовали об этом в ходе следствия по делу о похищении). Несмотря на уголовное дело, разыскать брата так и не удалось.

В 2005 году Муцольгов зарегистрировал правозащитную организацию «Машр», которая стала заниматься бесплатной помощью пострадавшим от действий силовиков. У кого-то сына увезли, у других — брата запытали в отделении; кто-то просто возвращался с работы, а его расстреляли — для Ингушетии это было обычным делом.

Обычным делом — услышьте эти слова! Они значат, что такое случалось каждый день, и никого уже не удивляло. Так что люди шли в «Машр» нескончаемым потоком. Жена Магомеда едва успевала наливать чаю всем, кто собирался в их простой и просторной столовой комнате.

На счету Муцольгова и его сотрудников десятки спасенных жизней. Конечно, деятельность этой маленькой организации (всего 9 человек сотрудников, большинство — родственники) вызывает раздражение у, скажем так, их смысловых противников. У тех, чьим смыслом жизни было уничтожение. Ну а у Муцольгова весь смысл жизни был, есть и будет — спасение.

За годы работы в правозащите «Машр» приобрел международную известность. Муцольгова часто приглашают выступать на международные правозащитные семинары и конференции. Он ведет свой блог на «Кавказском узле», где подробно описывает впечатления о мероприятиях и странах, в которых он побывал. Он приосанился, конечно: но не зазнался и не возгордился. А просто стал решительнее, узнав, что, оказывается, человеческая жизнь ценится в мире, и правда в мире тоже ценится.

Критика, которую он позволяет себе в адрес силовиков и республиканского руководства, порой вызывает оторопь, мурашки. Вы видели, как дрессировщик заходит спокойно в клетку к тиграм? Вот примерно такое же чувство провоцирует деятельность Муцольгова. Мы с коллегами шутим часто: «Только в Ингушетии возможен такой Муцольгов, который уже не то, что на Кавказе, но и мало где в остальной России возможен». И за это мы любим Ингушетию: за то, что там сохранилось видовое многообразие; за то, что она не превращается в зоопарк, где держат только травоядных.

Не стоит, конечно, думать, что Ингушетия — это совсем уж заповедник. Были и у Магомеда проблемы, и «Машра» коснулась общероссийская кампания по охоте на ведьм. Пытались записать в иностранные агенты. Ну а как по-другому, если он, Муцольгов, защищает ценности, «чуждые российскому обществу»? Защищает человеческую жизнь и справедливость. (Хотя от получения грантов из-за рубежа Муцольгов давно отказался — опасно. Говорит: «Буду искать деньги у бизнеса». Да вот только бизнес пока боится; а президентские гранты «Машру» не дают).

В 2013 году одна только прокуратура провела четыре проверки, и это не считая Минюста и налоговой службы. Последний раз Минюст пожаловал с проверкой в «Машр» в начале сентября. Все проверки заканчивались до сих пор максимум — формальными претензиями. Ну а теперь с обыском пришли сотрудники главного следственного управления по СКФО. Они изъяли всю оргтехнику вплоть до детских игровых приставок. И полностью вычистили офис: компьютеры, системные блоки, ноутбуки, а также 15 огромных пакетов с документацией вплоть до визитных карточек — весь накопленный за долгие годы работы архив.

А само «постановление об обыске» — это, по сути, уже приговор. Тут и «антироссийская направленность», и «подрывная деятельность», и «указка Запада», и «разжигание межнациональной и межконфессиональной розни».

Вот прямая цитата: «Магомед Муцольгов является связью между НКО (некоммерческие организацииИ. Г.) антироссийской направленности, находящиеся на территории Грузии, США и стран Европы и действующие в интересах и по указанию зарубежных НКО. Муцольгов в целях осуществления подрывной деятельности на территории РФ предпринимает действия, направленные на возникновение межконфессиональных конфликтов на территории СКФО (Северо-кавказского федерального округаИ. Г.).

Действия Муцольгова связаны с реализацией различных экстремистских проектов, распространяемых им на территории субъектов СКФО, которые носят информационно пропагандистский, антироссийский характер, формирующий деструктивные мнения граждан о действиях государственных органов власти РФ в отношении Украины, Грузии и Сирии.

В целях проведения подрывной деятельности на территории субъектов СКФО он использует различные интернет-СМИ и социальные сети. Кроме того, Муцольгов занимается организацией различных семинаров, тренингов и форумов.

Муцольгов действует очень скрытно, свою причастность к экстремизму тщательно скрывает. Действует только через проверенные каналы и через доверенных лиц. Изготовливает и хранит различные экстремистские материалы, направленные на разжигание межнациональной вражды в обществе, а также предметы, запрещенные к свободному обороту на территории РФ».

Магомед Муцольгов уверен, что все случившееся — следствие политического заказа внутри республики. Близятся выборы, Руслан Муцольгов, брат, возглавляет местное отделение партии «Яблоко». Вокруг «Яблока» в республике традиционно объединяются все протестные силы, не обязательно либеральные. Может, и это обстоятельство играет свою роль. Однако видится, что причины лежат глубже. «Досмотр» Муцольгова санкционировал руководитель Главного управления МВД по СКФО генерал Сергей Ченчик. То есть интерес к его фигуре вышел уже на федеральный правоохранительный уровень.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow