Сюжеты

Рейс 9268: долгие проводы, разные счеты

В Петербурге завершилась процедура опознания пассажиров Airbus A321

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 124 от 11 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Алиса КустиковаНина Петлянова«Новая газета»

В Петербурге завершилась процедура опознания пассажиров Airbus A321


Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Родственники смогли опознать по останкам только 58 погибших. Остальным придется ждать результатов генетических экспертиз. 105 семей, потерявших своих родных и близких, через полгода получат материальную помощь из бюджета (по 1 млн руб. за каждого погибшего) и выплаты от страховой компании (по 2 млн руб. за одного пассажира).

— Однако эти компенсации в десять раз меньше, чем положено в данном случае, — настаивают юристы, имеющие опыт участия в процессах, связанных с авиакатастрофами. — Дело в том, что авиаперевозчик выплачивает их, основываясь на российских законах, а должен — в этой ситуации — по международным нормам. Поскольку «Когалымавиа» выполнял международный полет, тут вступают в силу конвенции, принятые во всем мире, независимо от того — подписывала их Россия или нет. Если воздушное судно находится в небе другого государства — значит, на него распространяются общие правила, — утверждают правозащитники.

Три борта МЧС России доставили в Петербург из Каира тела пассажиров рейса 7К 9268. Напомним, в авиакатастрофе 31 октября погибли 224 человека, в том числе — 7 членов экипажа. Первый самолет с останками прибыл в Северную столицу рано утром 2 ноября, второй — на сутки позже. Третий приземлился в «Пулково» 6 ноября.

Из аэропорта тела на фурах доставляли в Бюро судебно-медицинской экспертизы, а оттуда — в крематорий на Шафировском проспекте, 12. Всю неделю синие микроавтобусы с надписью «Специально» курсировали по улицам города в сопровождении машин ДПС, подъезжали к служебному въезду и исчезали за зеленым забором. Опознание проходило в административном здании в пяти минутах ходьбы от ворот крематория. Одновременно здесь присутствовали пять-шесть семей. Родственников просили дожидаться звонка следователей дома или в гостинице и лишь потом приезжать на опознание.

В актовом зале крематория с людьми работали психологи, за раздвижной ширмой дежурили врачи. По данным МЧС, с момента трагедии по 7 ноября к психологам обратились более чем 3300 раз, из них 2500 раз звонили на горячую линию.


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

6 ноября процесс опознания родственниками погибших был официально завершен. Всего удалось установить личности 58 человек, при этом 31 из них проживали в других регионах. На 7 ноября 11 тел уже были переданы родным для захоронения.

Предполагается, что остальные тела будут идентифицированы по итогам генетических экспертиз, однако председатель Комитета по законности и правопорядку правительства Петербурга Леонид Богданов не исключил, что некоторые жертвы катастрофы опознать не удастся.

На время проведения исследований ДНК (по оценкам специалистов, это может занять от двух недель до нескольких месяцев) до получения результатов родственникам погибших из других регионов предложили вернуться домой. Как заверяет правительство города, по окончании экспертиз им предоставят возможность вновь приехать в Петербург и завершить все необходимые процедуры.

Расходы на дорогу в оба конца и проживание в гостинице будут покрыты из городского бюджета.

6 ноября же в Северной столице прошли первые похороны погибших. Изначально власти выступили с инициативой захоронения всех на одном кладбище, однако большинство семей не поддержало это предложение.

О компенсациях родственникам погибших стало известно лишь на третий день после трагедии. Смольный заявил о готовности выплатить всем семьям по миллиону рублей. Такую же сумму пообещало жителям своего региона правительство Ленинградской области. Средства выделят из резервных фондов города и области. Кроме того, на прошлой неделе выплаты начали страховщики. В «Ингосстрах» (компания, с которой был заключен контракт у «Когалымавиа») на сегодняшний день поступило 151 заявление от родственников пассажиров Airbus А321. Согласно заявлению Всероссийского союза страховщиков, часть средств — 12,3 млн руб. — уже выплачена.

Однако, как объяснили «Новой» в «Ингосстрахе», сейчас родственники погибших могут рассчитывать лишь на 5% от обещанной суммы — 100 тысяч рублей. Для этого достаточно предъявить документы, подтверждающие родство с опознанными пассажирами рейса 9268. Оставшиеся деньги (чуть менее 2 млн руб.) родные смогут получить только спустя шесть месяцев, когда по закону вступят в права наследования.

Но питерские юристы уверяют: семьям, потерявшим близких, не нужно соглашаться с объявленным «Ингосстрахом» размером страховых выплат, поскольку им причитаются совсем другие суммы.

— Ни о каких 2 млн руб. не может идти и речи, — в интервью «Новой» объяснил Виталий Юсько (создатель организации «Прерванный полет», объединяющей родственников пассажиров разбившегося в 2006 году рейса Анапа—Петербург). — На международных рейсах, согласно нормам европейских комиссий, страховая выплата в случае гибели пассажира на данный момент составляет более 22 млн руб. за каждого. Рейс 9268 из Египта — на 100% международная перевозка, подпадающая под нормы международного права, и, прежде всего, обеспеченная договором страхования ответственности авиаперевозчика на международных авиалиниях. Я уверен, что такой договор есть. Не будь его — «Когалымавиа» просто не пустили бы на территорию другого государства. Договор страхования есть — просто нам его не показывают. В свое время мы такой договор увидели только в суде и только в 2007 году добились, чтобы нам его показали, и отсудили те деньги, которые в действительности нам причитались.

Виталий Юсько и юристы РОО «Прерванный полет» потратили несколько лет на борьбу за увеличение размера компенсаций родственникам погибших авиапассажиров. По итогам неоднократных обращений организации во все инстанции выплаты пострадавшим были увеличены с 12 тыс. руб. до 2 млн руб. Потерпевшим и родственникам погибших во всех последующих авиакатастрофах уже выплачивалась повышенная денежная компенсация. Но это в тех случаях, если ЧП случилось на территории России.


Фото: РИА Новости

— Возражения, что, мол, Россия не подчиняется международным нормам, так как не подписала Монреальскую конвенцию «для унификации некоторых правил международных перевозок» от 1999 года, неприемлемы, — говорит нынешний руководитель РОО «Прерванный полет» Георгий Ефименко. — Конвенция распространяется на Россию автоматически, если российское воздушное судно пересекает территорию другого государства. Ни авиаперевозчику, ни страховщикам, конечно, не выгодно в этом признаваться. В России компенсаций по международным стандартам приходится добиваться в судах.

7 ноября организация «Прерванный полет» объявила сбор средств на оказание помощи родственникам погибших пассажиров рейса 9268 и увековечивание памяти жертв авиакатастрофы над Синаем. Мемориал предполагается создать на севере города, на Белоостровском кладбище.

Петербург до сих пор продолжает скорбеть по жертвам авиакатастрофы — на Дворцовую площадь, где в первый день ноября прошла многотысячная акция памяти, люди приносят цветы. Места поминовения стихийно возникают по всему городу — напротив Казанского собора, у Гостиного двора, у Спаса на Крови. Однако для друзей, родных и близких погибших главным остается импровизированный мемориал у входа в зал прибытия аэропорта «Пулково», где 31 октября они узнали страшную новость.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera